4етырежды 4етыре Погасли софиты, вновь задернулись светонепроницаемые шторы, я снимаю бахилы и выхожу на улицу. Мысли еще не улеглись, а меня уже донимает сопровождающий:
— Ты, считай, первым в мире увидел новый автомобиль. Но на твоем лице не дрогнул ни один мускул! Такое самообладание или...
Это был новый кроссовер Toyota RAV4. В фотостудии под Брюсселем мне показали его за месяц до мировой премьеры на автосалоне в Лос-Анджелесе. Теперь срок «подписки о неразглашении» истек. Массовые Тойоты никогда не причисляли к дизайнерским шедеврам, но у «рафиков» трех предыдущих поколений все же были свои «фишки». Конечно, самым ярким был первый RAV4 — игривая трехдверка с изящно изогнутой подоконной линией. У машины второго поколения — взмывающие вверх подштамповки на боковинах, третий был еще скучнее, но запомнились детали интерьера: двухэтажная передняя панель и бумеранги дверных ручек. А новый?
Если одним словом, то он — ожидаемый. Потому ни один мускул и не дрогнул. О родстве с предшественником напоминают треугольные задние стойки, а оформление передка с фарами вразлет уже известно по моделям Auris и Verso. Корма с «горизонтальными» фонарями выглядит свежо, но и это решение знакомо по универсалу Toyota Caldina для японского рынка.
И все же новый RAV4 смотрится динамичнее прежнего, хотя стал заметно крупнее, догнав по габаритам Mitsubishi Outlander нового поколения: колесная база увеличена на 10 см, а длина — на все 20 см (до 4,65 м). Вдобавок пятидверка стала на 3 см шире и на 2,5 см ниже. Длиннобазной семиместной версии больше не будет, равно как и «короткой» трехдверки.
У основания центральной консоли — кнопки включения экономичного и спортивного режимов «автомата», клавиши обогрева сидений, разъемы Aux и USB, а также две 12-вольтовые розетки Пороги защищены от загрязнения пластиковыми щитками, которые закреплены снизу на дверях и даже слегка заходят под днище Простенькие приборы — с крупной и наглядной оцифровкой, но вместо указателя температуры охлаждающей жидкости теперь лишь контрольная лампа Блок климат-контроля — с крупными удобными клавишами. Куцый монохромный дисплей и «синие» электронные часы — привет из прошлого, но у версий с навигатором режимы «климата» дублируются на большом цветном экране В салоне — простенькие приборы, множество незатейливых прямоугольных кнопок, которые кочуют по японским автомобилям уже лет двадцать, маленький монохромный экранчик климат-контроля и — куда же без них на Тойотах! — электронные часы с ярко-синей подсветкой. Но не все так уныло! Например, центральная консоль сделана асимметричной — светлая перемычка визуально отделяет водительский «кокпит» от остального салона. А у топ-версии средняя часть передней панели обшита черной кожей с белой прострочкой! Выглядит дорого, вот только… Тук-тук! Пластик в салоне по-прежнему твердокаменный. Сэкономили не только на пластике: например, перчаточный ящик лишился ворсовой обшивки, рукоятка «ручника» покрыта «резиной» вместо кожи, а автодоводчик есть только у водительского стеклоподъемника.
Зато сидеть в кожаном кресле удобно, радует хорошая боковая поддержка, заметно увеличены диапазоны «высотных» регулировок сиденья и руля, а пороги по-прежнему низкие — эта особенность помогла «рафику» прошлого поколения снискать уважение у пожилых людей. В списке опций появилась долгожданная камера заднего вида, а еще — системы, следящие за разметкой и слепыми зонами позади автомобиля. Обещают и заметное улучшение шумоизоляции.
Вся прибавка по длине пришлась на задний ряд и багажник — последний вырос аж на треть, до 547 литров! На втором ряду ожидаемо просторно, но сиденья лишились продольной регулировки — и сожалеть об этом не стоит: при такой прибавке свободного пространства необходимость в салазках отпала. Жаль, салон по-прежнему скуп на бытовые удобства: ни крючков для сумок, ни складных столиков.
У прежних «рафиков» запасное колесо крепилось к пятой двери, которую из-за этого приходилось подвешивать на боковых петлях. Но опросы владельцев показали, что такое решение нравилось далеко не всем, а в России легкодоступная запаска нередко становилась объектом краж. Проблему решили радикально: у новой модели пятая дверь подъемная (за доплату — с довольно шумным электроприводом), а полноразмерная запаска прячется в подполье багажника. Правда, само подполье теперь слабо подходит на роль тайника: свободного пространства там осталось немного.
Что с техникой? Toyota пошла эволюционным путем: новый RAV4 построен на модернизированной платформе предшественника. Базовый двигатель прежний — двухлитровая бензиновая «четверка» (145 л.с.) с шестиступенчатой «механикой» или вариатором. На смену мотору 2.4 (170 л.с.) пришел двигатель 2.5 (180 л.с.) от Camry, а вот главная новость для России — Toyota наконец решилась продавать у нас версию с турбодизелем 2.2 D-4D (150 л.с.), который раньше устанавливали только на машины для Европы. И «мощный» бензиновый мотор, и турбодизель в России будут сочетаться только с традиционным шестиступенчатым «автоматом».
Полноприводная трансмиссия подверглась ревизии. Многодисковая муфта в приводе задних колес усилена (ее же потом будут устанавливать на Highlander третьего поколения), оптимизирована и программа управления. Главное же новшество в том, что в режиме Sport при повороте руля даже на небольшой угол электроника будет превентивно «поджимать» муфту, передавая на задние колеса не менее 10% подводимого момента. Это должно придать стабильности в повороте. Что же до проходимости, то новый RAV4 обязан быть по крайней мере не хуже предшественника: в салоне по-прежнему есть кнопка принудительной блокировки муфты, а измеренный мной минимальный дорожный просвет — солидные 190 мм до «банки» нейтрализатора, расположенной в середине колесной базы. Будут и переднеприводные версии, правда, только с базовым мотором и «механикой», но основной упор — на полный привод.
Что до вопроса моего сопровождающего о недрогнувших мускулах, то быстро подобрать «политкорректный» ответ я не смог. Хотя все просто: Toyota вновь родила Тойоту — автомобиль не яркий и не унылый, с усредненными потребительскими свойствами, построенный по законам маркетинга. И покупать такой автомобиль будут в первую очередь потому, что это Toyota: по исследованиям самой компании, в России по степени лояльности покупателей Toyota впереди остальных иностранных брендов. Вот и RAV4 теперь уже предыдущего, третьего поколения даже на излете карьеры удерживает четвертое место по продажам среди кроссоверов класса C+ (22587 штук за десять месяцев) — впереди только Nissan Qashqai (31456), Kia Sportage (26663) и Volkswagen Tiguan (25846). А миссия нового «рафика» — вернуть себе лидирующие позиции, причем в первую очередь благодаря увеличению доли мужчин среди покупателей: сейчас их всего половина. Насколько мужским получился характер нового RAV4, мы узнаем уже ранней весной.
Еще фото.
http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=126585&SECTION_ID=7139