С начала следующего года в России вступает в силу новый порядок прохождения технического осмотра. Основным документом, который регламентирует взаимоотношения участников процесса, является Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полгода назад президент России Дмитрий Медведев ввел мораторий на проведение техосмотра сроком на один год. Многие опасаются, что со второй половины года на пунктах инструментального контроля (как входящих в структуру МВД, так и новых, коммерческих, которые аккредитует Российский союз автостраховщиков) возникнут очереди из тех, кто воспользовался мораторием, и тех, у кого подошел срок проведения техосмотра. Однако, благодаря изменяемому законодательству, проходить в будущем году техосмотр необязательно.
По новом закону невозможно приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но ничто не мешает автовладельцам заключить договор со страховой компанией до конца 2011 года с произвольной даты следующего года, например с июня, сроком на один год. И смело ездить без пройденного техосмотра еще один год. До введения моратория такие действия могли привести к небольшому штрафу и запрету эксплуатации транспортного средства (сотрудники ГИБДД снимали с автомобиля номера). Но вышеуказанный закон предусматривает внесение поправок в КоАП. В частности, из статьи 12.3 («Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов») исчезнут слова «талона о прохождении государственного технического осмотра». То есть теперь инспектору ГИБДД необходимо будет предъявить полис ОСАГО. И больше ничего. Единственные, кому придется все же проходить техосмотр, – это таксисты, владельцы автобусов и грузовых машин.
В страховых компаниях уже забили тревогу, причем они озабочены не только этой лазейкой, но и тем, что новая инфраструктура для прохождения техосмотра не готова. Ввиду сложившейся ситуации с техосмотром страховщики предлагают ввести мораторий на требование наличия талона ТО для покупки полиса ОСАГО. Об этом сообщил гендиректор компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик на заседании межведомственного совета по страхованию в Минфине РФ. «При этом полис ОСАГО невозможно выписать, если талон техосмотра действует менее полугода», – отметил Д. Раковщик.
В свою очередь, генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев предложил и вовсе отменить техосмотр. По его словам, полугодовая заморозка техосмотра показала, что на дорогах ничего не изменилось, более того, аварийность и число погибших даже сократились. Отвечая на это предложение, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что пока рано делать выводы, «надо взвесить все риски».
Реформа процедуры техосмотра автомобилей, за которую весной 2011 года взялся Дмитрий Медведев, находится под угрозой срыва. Новый закон о правилах прохождения государственного технического осмотра вступает в силу 1 января 2012 года, однако ответственные ведомства до сих пор не подготовили часть нормативных и законодательных актов. В итоге – новые талоны ТО еще не запущены в печать, СТО не получили аккредитацию на проведение технического осмотра от Российского союза автостраховщиков, даже стоимость самой процедуры прохождения техосмотра во многих регионах пока не известна. Жертвами несогласованных действий чиновников и страховщиков могут стать миллионы россиян, которые не получат страховой полис ОСАГО без предъявления талона ТО.
Новым автомобилям, возрастом до трех лет, проходить техосмотр не нужно, а для всех остальных процедура прохождения ТО должна стать проще и быстрее. В идеале получить заветный талон можно будет как на одном из 2,5 тысяч уже существующих пунктов техосмотра, так и у официальных дилеров и в автосервисах. Однако сторонние организации сейчас не могут получить аккредитацию от Российского союза автостраховщиков, поскольку подзаконные акты, регламентирующие эту процедуру, пока не приняты.
Кроме того, не решен вопрос с подключением новых пунктов технического обслуживания к базе данных ГИБДД. Для этого подрядчик ведомства разрабатывает некий информационный комплекс, установка которого будет стоить сервисным центрам около 300 тысяч рублей. Мало того, информационная система пока представлена только в виде презентационных слайдов и еще не ясно, сколько времени реально уйдет на ее окончательную реализацию и «обкатку». Представитель разработчиков МВД лишь пообещал, что к 1 января 2012 года программный комплекс будет работать.
Еще одним препятствием на пути реализации нового регламента прохождения технического осмотра автомобилей может стать кадровый дефицит. Требования Минпромторга к специалистам, заверяющим прохождение ТО, очень строгие: высшее специализированное образование и два года стажа либо непрофильное высшее и три года стажа плюс диплом о дополнительном образовании «эксперта по техконтролю и диагностике автотехнических средств». Кроме того, специалисты должны обладать автомобильными правами той категории, которую будут инспектировать в ходе ТО. Среди участников встречи, которую организовали Российский союз автостраховщиков и союз организаций технических экспертов «Техэксперт» для разъяснений нового закона, в зале нашелся только один сотрудник, подходящий под эти жесткие требования Минпромторга.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/12/27/1714896