Уже столетиями ищется универсальная формула, способная адекватно соблюсти интересы работника и хозяина. В романе Толстого «Анна Коренина» описывается классическая для России второй половины девятнадцатого века картина. Добрый, образованный, либерального толка барин Левин столкнулся с проблемой управления собственным хозяйством. Вначале дворянин испытывал «прелесть» от общения с мужиками – простыми, непосредственными, не испорченными превратностями городской жизни людьми. Но, чем больше времени он пытался превратить свою усадьбу в процветающее предприятие, тем больше понимал, что сделать это в России невозможно. Вся его жизнь и деятельность стала лишь борьбой с последствиями «добросовестного» труда своих мужиков. Налицо просто противоположность целей. Барину хотелось получать от работников добросовестный, честный труд. Он требовал аккуратного отношения к орудиям труда (молотилки, веялки, грабли). Работнику же хотелось беззаботного, приятного труда, неспешного, с частыми перерывами на отдых и принятие пищи. И дело было вовсе не в ненависти мужика к барину. Наоборот, Левина считали добрым, простым барином. Просто не понимали мужики, зачем надрываться, делать больше, если можно трудиться спокойно и размеренно.
Похожая ситуация часто встречается и сегодня. Многие, нанимая бригаду строителей, сразу стараются наладить добрые, дружеские отношения, сблизится с ними. Хозяин начинает сотрудничество с застолья, рассказывает анекдоты, всячески старается произвести впечатление «своего парня». Делают и наоборот, стараются больше жаловаться, плакаться о нерадивых предшественниках «вашей профессиональной, замечательной бригады». Тем саамы хозяин думает, что, если работники его пожалели и посочувствовали, то и работать они будут, словно на себя. К сожалению, это совсем не так. Современные работники – отличные актеры и психологи. Обладая прекрасным опытом в сфере общения с заказчиками, они моментально почувствуют ваши недостатки – некомпетентность, деликатность, беспечность, доверчивость, уступчивость. Сначала рабочие начнут делать мелкие, практически незаметные нарушения. Если вы их не заметите или посчитаете не нужным на них реагировать – рабочие почувствую свободу. Следовательно, инициативой завладеют именно они, а не вы.
Дело не в том, что в природе не существует честных, ответственных строителей. Они существуют, и их даже большинство. Другое дело, что такие строители практически никогда не бывают бригадирами. Именно от бригадира зависит процесс работы. А бригадиры, чаще всего, профессиональные переговорщики, основной задачей которых является запутывание хозяина. Бригадир выражает интересы рабочих, а интерес у них один – при минимальных физических затратах получать максимально возможную выгоду в виде денег от заказчика. Поэтому, честные и исполнительные строители быстро учатся и становятся такими же лентяями и халтурщиками, как и большинство. Способствует отлыниваю рабочих и сам заказчик, который толком не понимает технологии работ и не очень хорошо представляет, какого результата он сам ожидает от бригады.
Единственный способ заказчика добиться от бригады добросовестного труда и хорошего результата – завоевать искренне, а не показушное, уважение у строителей. Тут не помогут совместные застолья или щедрые премии. Такого заказчика сочтут либо пьяницей, либо «мажором», который беспечно и бестолково швыряется деньгами.
Попробуем сформулировать несколько основных положений, которые помогут заказчику настроиться на конструктивную работу с бригадой, добиться от нее желаемого результата.
1. Уделите пристальное внимание заключению юридического договора. На стадии его заключения вы находитесь в более выгодных, чем бригада строителей, условиях. Им нужна работа, и этот этап – ваш единственный шанс перечислить все требования. Работники могут пойти на заключение даже на заключение невыгодного (в их понимании) договора. Поэтому, включите в него все, что только можно: объемы, сроки сдачи работ, способы и время оплаты. Все, что вы забыли или не посчитали нужным включить в документ, станет предметом яростных споров между вами и бригадой. Любые ваши дополнительные требования будут встречаться с агрессией, сопровождаться требованием дополнительной оплаты. Бригада рассчитывается с вами за «несправедливый» договор.
2. Все общение с наемной бригадой строителей крайне желательно возложить на мужчину. Если дом строит семья, то на мужа. Если же стройкой решилась заняться одинокая женщина – обязательно попросите знакомого или родственника. Мужчине не обязательно быть специалистом в строительстве. Достаточно создавать вид специалиста – побольше слушать и поменьше говорить, лишь солидно кивать головой и вставлять многозначительные фразы. В большинстве случаев это заставляет рабочих призадуматься.
3. Побольше времени проводите на строительной площадке. В таком случае рабочие не смогут расслабляться и халтурить. Научитесь пользоваться уровнем, отвесом и угольником. Постоянно замеряйте при помощи этих приборов все, что только можно. Может, уважения вы таким способом и не завоюете, но создадите впечатление дотошного и компетентного заказчика.
4. Ведите себя как можно естественнее. Избегайте панибратства. Общаться вы должны лишь с бригадиром, рабочим достаточно просто высказанного громко приветствия. Изначально будьте доброжелательны, но без заискивания. Старайтесь избегать совместных перекуров или перерывов на еду. Ни в коем случае не подряжайтесь помогать строителям в работе, это только их задача! Не общайтесь на отвлеченные темы, вы платите им деньги за результат, а не за их мнение.
5. Ни в коем случае не позволяйте строителям пить на объекте. К сожалению, этот порок наблюдается практически у всех строителей. Заставьте их уяснить себе, что это их рабочее место, а не бар. Если и устраивать застолье, то только после окончания работ. Просто в виде благодарности и приятного бонуса.