В редакцию ИА «Версия-Саратов» обратился мужчина, который представился бывшим сотрудником саратовской мебельной фабрики «Мария». Он сразу отметил, что общаться с журналистами готов только на условиях анонимности, поскольку якобы опасается «ответных действий со стороны руководства и службы безопасности фабрики», с которой недавно уволился.По словам обратившегося, на саратовском мебельном производстве сейчас непростая ситуация. Хотя «Мария» попала в список организаций, которым разрешено вести деятельность в период вынужденной самоизоляции из-за пандемии коронавируса, ситуация все равно сказалась на рядовых (не «офисных») работниках.
«В первый же день нам сообщили об урезании заработанной платы на 20%. Следующим шагом со стороны руководства было обязательство подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором сообщают, что мы по собственному желанию соглашаемся работать 1 час 36 минут. По ставке 0,2 от МРОТ», — говорится в обращении.
Мужчина также предоставил копию такого допсоглашения (не заверенную ни подписями, ни печатями). В тексте документа сообщается, что стороны — работодатель и работник — договорились с 1 апреля 2020 года внести изменения в трудовой договор. В частности, работник по собственному желанию переходит на «неполную пятидневную неделю продолжительностью 8 часов». Время рабочего дня здесь указано следующее: с 8:00 утра до 9:36 утра. Оклад — 2,6 тысячи рублей.
Обратившийся отметил, что за отказ подписывать такое соглашение сотрудникам якобы угрожали не выдать зарплату за март 2020 года.
«При попытке отказаться от подписи, меня „попросили“ выйти с территории фабрики и закрыли пропуск на нее», — пожаловался мужчина и добавил, что считает вышеназванное дополнительное соглашение способом «не соблюдать распоряжения президента РФ В. В. Путина об оплачиваемых выходных».
«В итоге под давлением пришлось написать на увольнение. В соглашении о расторжении трудового договора четко написано, как и в законодательстве, что работодатель обязан произвести полный расчет в день увольнения работника. Чего не было произведено, от фабрики не получил ни копейки. Так же часть людей, под теми же угрозами и давлением, вовсе заставили написать заявление на отпуск за свой счет, без каких-либо выплат и вариантов», — отметил обратившийся, предположив, что «на фабрике используется рабский труд без соблюдения прав работника».
Ситуацию нашему изданию прокомментировал основатель, президент компании «Мария» Ефим Кац:
«События этой весны стали для нашей компании, как и для всего российского бизнеса, беспрецедентным вызовом. За 20 лет работы я и моя команда видели всякое, преодолевали самые разные кризисы. И никогда прежде нам не приходилось работать в условии приостановки производства и закрытия всех 500 наших студий.
Из-за пандемии и введенных властями ограничительных мер, объемы производства снижаются, продажи сокращаются. Для того, чтобы сохранить компанию и рабочие места, нам пришлось принимать экстренные меры. Мы перевели часть сотрудников на дистанционный режим работы либо на неполный рабочий день. Подчеркну, что подобные изменения в трудовых отношениях проводились исключительно по соглашению сторон. И большинство сотрудников отнеслись к ним с пониманием. Да, условия работы изменились, но мы гарантированно сохранили за людьми рабочие места. И это крайне важно в свете нарастающих проблем в экономике, которые неизбежно приведут к массовой безработице в России. Тех, кто не принял наше предложение и стал обвинять нас во всех смертных грехах в социальных сетях и СМИ — единицы.Комментировать эти анонимные выступления не хочу. Никаких угроз увольнений по статье, соглашений о минимальной зарплате, нет. В день приема на работу мы, как положено, заключаем с работником трудовой договор, один экземпляр отдаем ему на руки. Весь март фабрика работала в штатном режиме, поэтому за этот месяц перечислим сотрудникам заработную плату в полном объеме и в установленные сроки. Фабрика неукоснительно следует действующему законодательству Российской Федерации.
После недели вынужденного простоя фабрика «Мария» как системообразующее предприятие Саратовской области получила разрешение возобновить деятельность производства при условии введения и соблюдения всех необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий. В частности, согласно постановлению главного санитарного врача России «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», мы были вынуждены перенастроить все производственные процессы так, чтобы обеспечить между людьми безопасную дистанцию — не менее 1,5 метра. Количество рабочих в одной смене уменьшилось. Поэтому мы перевели сотрудников производства на неполный рабочий день. Нам важно сохранить людей даже в случае неполной загрузки фабрики, чтобы по окончании кризиса быстро восстановить прежние объемы производства и вернуться к нормальной жизни.