В России начались масштабные проверки новостроек. Специалисты выясняют, как и из чего построены дома. Поводом для экспертиз стали многочисленные жалобы. Они поступают из самых разных городов страны. Дело в том, что в новых домах очень комфортно чувствует себя плесень и присутствуют вредные вещества.
С момента новоселья не прошло и двух лет, а все стены нового дома уже покрылись грибком и плесенью. Образцы грибковых культур после пятидневного карантина получают имена.
«Это пенициллум, характерная колония. 137-я квартира — типичный род аспергиллус. А это род кладоспориум», — рассказывает специалист по плесени.
Споры плесени кладоспориум способны вызвать аллергию и астму. Но чаще всего медики ставят диагноз — неспецифическая болезнь легких. Это значит, что споры со стен переселились в организм человека. В пермской семье в крови детей Кати и Артема аллергологи нашли ту же флору, что и на стенах квартиры.
«У меня ребенок в больницу попал. В анализах присутствует этот род плесени. Но и кожные проявления, заложенность носа. Потом и у маленького это проявилось тоже», — говорит мама детей Светлана Куцевалова.
Об опасности домашней плесени медики говорят давно. Еще несколько лет назад специалисты находили ее только в подвалах и сырых чердачных помещениях. Теперь все чаще их находят в новостройках.
Поражение стен и несущих конструкций грибком ученые связывают с появлением новых утеплителей. Дом лучше держит тепло, но при этом сдвигается точка росы, она оказывается либо в комнате, либо внутри панелей. В результате новостройка начинает гнить.
«Сейчас заметно участились заявки на выполнение исследований именно на новостройки», — рассказала доцент кафедры общей химии Самарского государственного архитектурно-строительного университета Лариса Негода.
Пенополистирол сейчас наиболее популярный утеплитель. Тепло сохраняет превосходно и стоит недорого. Самый большой завод по его производству находится в Самаре. Австрийское оборудование, зарубежное сырье, отличное качество и огромный спрос. Производители уверены в качестве своей продукции, но при этом у них вызывает тревогу тот факт, что на рынке их теснят крохотные фирмы, которые делают тот же продукт, но дешевле и с гораздо меньшим коэффициентом плотности.
Доктор технических наук, председатель комиссии по энергосбережению в строительстве Лев Евсеев говорит: «Вот так к стене должен быть приклеен пенополистирол. Ни никто в России его не приклеивает. Дюбеля ставят 4-5 точек. Я прошел все дома в Самаре. И везде трещины, палец проходит».
Летом прошлого года прямо напротив строительного университета загорелся новый дом. Ученые тут же взяли пробы дыма, в котором обнаружили 22 отравляющих вещества. Этот дом был утеплен «левым» пенополистиролом с плотностью в два раза ниже нормы.
С помощью пенополистирольных плит была произведена звукоизоляция в пермском клубе «Хромая лошадь».
«Если его нагревать при ограниченном доступе воздуха, то образуется фосген, потому что туда добавлен антипирен, который предохраняет от возгорания. Но фосген — это газовая камера», — говорит профессор Пермского государственного технического университета Борис Баталин.
Пермский профессор еще 9 лет назад предупреждал о побочных свойствах материала. Тогда производители подали на него в суд. Три процесса выиграл Баталин. Перед четвертым было заключено мировое соглашение. Теперь профессор себя корит за компромисс. Возможно, надо было идти до конца и, может быть, многие жизни удалось бы сохранить.
Сейчас по всей стране проходит мониторинг новостроек по новому техническому регламенту. Эти работы должны дать ответ на главный вопрос — какие же материалы стоит применять на стройках в России?
Вести.ру