Ну это я больше про черенок от лопаты, а не про шиитаки
Но и с ними уже получается не просто на огороде посадить а потом на базар отвезти.
Но как долгосрочный проект - может и не плохой вариант.
Инвентаризация прилавков подчас приводит к любопытным находкам. Зачем, например, понадобилось производить на Руси такую диковину, как шиитаке? При ближайшем знакомстве выяснилось: за 10 лет наши грибоводы научились неплохо выращивать этот азиатский гриб, но рынка для своей продукции так и не создали. Кто они и на что рассчитывают? Александр Южный с партнером (компания «Синтес», город Энгельс) уже в точности не помнят, почему взялись именно за шиитаке. В бизнесе они начинали с копчения кур. Куры, говорят, были вкусные, но со сбытом не заладилось. В конце 1990-х решили уйти в грибоводство. Перебрав несколько видов гриба, в конце концов остановились на этом — древесном. Вот уж, действительно, не искали легких путей, потому что это не гриб, а сплошная морока. Во-первых, для его производства нужно создать два разных микроклимата и в определенный момент «разыграть» начало сезона дождей — как в природе, потому что только после этого гриб пойдет в рост. Во-вторых, шиитаке никуда не спешит. Если блок с вешенкой зарастает за 16–18 дней, то с шиитаке — за два месяца. А первый урожай можно снять и вовсе лишь через 70 дней. К этому времени вешенка, к примеру, даст уже три волны урожая.
Поначалу все усилия владельцев «Синтеса» увенчивались сбором каких-то жалких 20 кг грибов за цикл. И лишь в 2005-м компаньоны вздохнули с облегчением: поняли, что при необходимости смогут выдавать на-гора по три тонны в месяц. После этого компания уютно расположилась в облюбованной узкой нише. «Мы пока не уверены, что хотим стать грибными королями, — говорит Александр Южный. — Когда наступает цивилизация, умирает культура. У нас сейчас время культуры».
Вы думаете, «Синтес» один такой? Есть и другие игроки, поспешившие сделать ставку на шиитаке — эту темную лошадку грибного рынка. Например, подмосковный «Бирг» (палиндром-перевертень слова «гриб») и воронежский «Экополис». «Люди, которые стали «жить» шиитаке, появились лет десять назад, — вспоминает Владимир Матершев, заместитель гендиректора саратовской компании «Техник» (поставки оборудования и посадочного материала для грибоводов). — Но сказать, что есть такая отрасль — шиитаководство, пока нельзя. Это скорее искусство».
Шампиньон — вот культовый персонаж российского грибного рынка. Пока даже вешенке, стремительно набирающей популярность, не удается потеснить крепко стоящий на ножке «навозный гриб». Ну а шиитаке, рейши и прочей экзотике до масскульта далеко. По сведениям Школы грибоводства, в 2006 году в России было произведено 17 тонн шиитаке. Вешенки — в 120 раз больше, шампиньонов — почти в 500 раз. Но есть статистика, которая греет душу немногочисленных российских шиитаководов. Как утверждает Евгений Дудников из «Экополиса», в азиатских странах шиитаке занял уже 50% рынка культивируемых грибов. Подтягиваются и одержимые здоровым питанием европейцы и американцы. Может, и до России дойдет очередь?
продолжение
http://www.hobiz.ru/ideas/creature/rooms/