Для меня это тоже уже давно не работа.
Работа - это то, что ты делаешь для пропитания.
Есть еще хобби - это то, что ты делаешь для удовольствия.
А есть занятие - это то, чего ты не делать не можешь.Аркадий Волож, основатель Яндекса,
интервью Русскому Forbes, 24 апреля 2014 года
Когда авторитетные издания сообщают о ежегодном выводе из страны сотен миллиардов долларов, многие диванные патриоты начинают отчаянно сучить ножками и сотрясать воздух кулачками. Для них нет никакого другого преступления, кроме предательства Родины: в такой системе восприятия бегство капитала выглядит злом не меньшим, чем уличная оппозиция или постмодернистское искусство. Но навязанное политическое прочтение - либеральное, левое или правое, какое пожелаете, служит целям социального успокоения или возбуждения, а не осознанию проблемы поистине национального масштаба.
Простое указание факта нагляднее угрюмого моралите или идеологического назидания. Мне в сегодняшней реплике хотелось бы отказаться от эмоциональных оценок и рефлексии, а только напомнить о тех саратовских бизнесменах (крупных и средних), которые эмигрировали, курсируют между несколькими странами или пакуют чемоданы. Мой рассказ основан на информации трех знакомых предпринимателей, поэтому если вы готовы внести уточнения или что-либо добавить, то прошу высказываться в форуме, сообщениях на Facebook и в письмах на редакционную почту.
Например, уехал в США Павел Угланов, владелец топливно-энергетических активов, бывший первый замминистра промышленности. "Я ухожу на производство, чтобы посвятить себя работе на благо развития реального сектора экономики", - так в мае 2011 года он комментировал свою отставку из правительства Павла Ипатова. Ныне живет в Майами и возглавляет компанию грузоперевозок Niko Logistics. Русская диаспора исправно помогает.
Один из владельцев ГК "Дикомп" Андрей Саморуков сначала тоже обосновался в Штатах, предпочитая пляжам Флориды улицы Нью-Йорка. Сейчас зарабатывает в Москве. Образование детей доверил частной школе в Монако. Приезжает в Саратов редко - в основном по делам бизнеса. Его партнер, еще одна знаковая фигура "Дикомпа" Андрей Гордейчук выбрал Западную Европу.
В Америке проживает Аркадий Бахтин, владелец "Рубль Бума". Эксцентричный предприниматель снимался в клипе Lady Gaga, сыграл камео в фильме "Любовь в большом городе-2".
Андрей и Дмитрий Ходасевич, создатели производства и ритейла "Много мебели", большую часть времени проводят в Испании. В отличие от господина Угланова, их бизнес продолжает работать в России, но они уже фактически иностранцы, приезжающие в Саратов как в командировку. Сделал выбор в пользу Испании и Алексей Ерусланов, владелец и президент группы компаний "АСТЭК-С". Не исключено, что теперь "Детский мир" ждет процедура банкротства. Генеральный директор и главный акционер телекоммуникационной компании "Ренет Ком" Михаил Захаров связывает настоящее с Германией. Гражданство этой страны принял Виктор Шмидт (WDB).
Совладелец "Саратовских авиалиний", "Энергетического Союза", банкир Аркадий Евстафьев приобрел недвижимость в Италии и Бельгии. Так, на Апеннинском полуострове, в солнечной и раздольной Тоскане, куплена вилла для дочери. Константин Сеноженский, представитель влиятельной строительной династии, тоже чувствует себя комфортно в Италии.
Франция и Израиль приглянулись капиталам совладельца Крытого рынка, экс-депутата Саратовской городской думы Михаила Макеенко. Регулярно и подолгу бывает на земле обетованной хозяин "Марии" Ефим Кац.
Двойное гражданство не является чем-то постыдным, что нужно скрывать от окружающих, а есть практическая необходимость, гарантия личной свободы и безопасности. Кто-то из них намеревается в перспективе окончательно уехать из страны. Сдерживает не пресловутая тоска по "белой березе под моим окном", а жестокий экономический кризис - резкое снижение спроса, платежеспособности, ликвидности, рост издержек, высокие риски. Они не могут продать саратовские активы даже за ту цену, за которую приобрели, не говоря уже об адекватных рыночных предложениях.
В большинстве своем эти люди принадлежат к self made man, той части бизнес-среды, которая создавала прибавочную стоимость и рабочие места с "нуля" и самостоятельно, вне приватизационных процессов, гегемонии углеводородной ренты, вертикально интегрированных корпораций.
Применительно к экономике региона их можно назвать внутренними инвесторами. Тот случай, когда офисы и производство зарегистрированы в Саратовской области: соответственно, и налоги остаются на территории присутствия. На таких инвесторов, что вполне очевидно, должна ориентироваться местная власть.
Отъезд денег - рациональный выбор сотен тысяч инициативных россиян, у которых нет шансов, выражаясь языком Воложа, заниматься здесь тем, "чего ты не делать не можешь". Коллективное признание того, что инвестировать в Россию есть абсурдное, а зачастую и опасное предприятие. Отложенный ментальный излом: дети состоятельных эмигрантов будут видеть в русском языке лишь бытовой церемониал или семейную забаву. Всесторонний анализ этого явления станет предметом отдельной публикации нашего агентства.