кстати интересная статья: С 2011 года в России начали действовать новые требования к автомобильным аптечкам. Чиновники решили, что любые препараты, употребляемые внутрь и наносимые на раны или царапины, могут быть опасны для здоровья - таблетки и растворы сложно хранить в дорожных условиях, и водители некомпетентны в отношении их использования.
В качестве ориентира при комплектации
новой автомобильной аптечки был использован западный опыт. И, судя по всему, без учета отечественных особенностей оказания скорой помощи на дорогах. Поэтому водителю стоит позаботиться о содержимом своей дорожной аптечки самостоятельно. Речь идет не только об элементарных препаратах и приспособлениях для оказания первой помощи в ДТП, но и знаниях о том, как эту помощь оказывать.
Без шансов на спасение
Теперь водителю не обязательно иметь при себе йод, валидол и анальгин, но пройти техосмотр не удастся, если в аптечке отсутствуют, например, медицинские перчатки. Новые стандарты Минздравсоцразвития относительно комплектации автомобильных аптечек вступили в силу летом 2010 года. Но
старая аптечка была действительна еще в течение шести месяцев. Ее состав нельзя было назвать оптимальным.
Однако и новоиспеченный комплект совсем не эффективен в случае ДТП. И даже если смешать содержимое обеих аптечек - реально оказать помощь пострадавшему в ДТП практически нечем.
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в одном из интервью сказала,
что основной причиной для разработки новой аптечки стал кризис. Именно он, по словам министра, предъявил требования к цене: не выше 200 рублей. Так что цена соответствует качеству.
В новом составе аптечки отсутствуют средства для обезболивания, охлаждения обожженных поверхностей, а также шейный корсет.
Похоже, чиновники понимают термин "аптечка" слишком буквально. Аптечка — это не маленькая аптека.
Одно из заблуждений относительно автомобильных аптечек заключается в том, что приказ Минздравсоцразвития о требованиях к содержимому аптечки является обязательным для исполнения. Не является - он носит рекомендательный характер.
Дорожный инспектор не имеет права придраться к водителю, в аптечке которого, например, вместо одного жгута, рекомендованного Минздравом, окажутся два кровоостанавливающих жгута, шейный корсет и гипотермический пакет, а вместо трех узких и коротких бинтов на мизинчик — два широких и длинных бинта.
Второе заблуждение относительно комплектации автомобильной аптечки заключается в том, что на дорогах России можно успешно использовать аптечки и тактику оказания первой помощи, применяемые в странах Западной Европы.
Разработчики новой аптечки указывают на то, что их труд является "результатом глубокого анализа" опыта зарубежных коллег в вопросах оказания первой помощи на дорогах. Но вот незадача, дорожная аптечка в Европе носит скорее символический характер. Там профессиональные медики прибывают на место происшествия обычно через 3-4 минуты. Промедление в оказании помощи более этого времени часто становится критичным. В России же во многих регионах спасатели и скорая помощь прибывают на место происшествия не раньше, чем через 30-40 минут после получения вызова.
Так что на российских дорогах западные стандарты убийственны. А рекомендуемая Минздравсоцразвития комплектация автомобильной аптечки носит формальный характер и ее истинное назначение — пройти техосмотр. Этой аптечке острословы уже дали очень меткое определение: "Ухмылка гаишника или улыбка смерти". Водитель как спецназовец Проблема оказания помощи на российских дорогах заключается еще в специфике подходов к обучению водителей необходимым навыкам.
За свою более чем двадцатилетнюю практику работы на выездных бригадах скорой помощи и подобным ей структурам, я столкнулся только с одним эпизодом эффективного оказания первой помощи — наложения жгута на бедренную артерию очевидцем ДТП. Но он оказался бывшим спецназовцем.
В элитных подразделениях, таких как "Витязь", "Вымпел", 45-й полк ВДВ и особенно у боевых пловцов, медицинская подготовка находится на высочайшем уровне. Боевые пловцы накладывают жгут на бедренную артерию за 8 секунд.
Но даже в элитных боевых частях время обучения личного состава навыкам оказания первой помощи не превышает 8 часов. Иными словами, они просто проходят курс молодого бойца. Если учесть, что это достаточно закрытые структуры, то обучение проводят свои же инструкторы из числа офицеров, и зачастую без профессионального медицинского образования. Однако какой результат!
А будущий водитель в нерабочее время в течение 2-3 месяцев должен изучить пальпацию живота, осмотр груди, челюстей, позвоночника, таза и прочего. Несчастному автолюбителю следует овладеть 58 обязательными навыками. В бытность врачом специализированной бригады, я редко использовал при оказании первой помощи в ДТП более 7-10 навыков, включая инъекции и электрический разряд для восстановления сердечной деятельности.
Непонятно, почему нельзя было использовать уже отработанную военными методику для обучения водителей. Ведь нет ничего проще. Требуется овладеть только пятью навыками, включая проведение сердечно-легочной реанимации и наложение кровоостанавливающего жгута. Подобная методика уже используется у энергетиков. В течение 5 лет число смертельных исходов при несчастных случаях на объектах электроэнергетики снизилось на 50%.
Помоги сам Чтобы быть действительно готовым к оказанию первой помощи на дороге, надо знать и помнить ряд правил
относительно содержания автомобильной аптечки и ее использования. Прежде всего, ДТП — это тяжелейшие травмы.
На дорогах гораздо чаще погибают от неостановленного наружного кровотечения, удавления собственным языком в состоянии комы, осложнений шока при переломах. Иными словами, от неоказания элементарной помощи с использованием эффективных жгутов, холода, транспортных шин и обезболивающих.
Прежде всего, в аптечку следует вложить
шейный корсет. :148:
Кстати, европейские спасатели начинают свои действия с обязательного наложения шейного корсета и только потом задают вопросы. И в этом есть свой резон. Травма шейного отдела позвоночника — одно из самых коварных и распространенных повреждений. В первые минуты пострадавший может не чувствовать никаких неприятных ощущений. Но малейшее движение головой обязательно приведет к параличу конечностей или смерти. Особенно часто это угрожает пассажирам, сидящим на заднем сидении.
Абсурд ситуации в том, что многие водители снимают подголовники с задних кресел, тем самым полностью лишая защиты сидящих на них пассажиров, которые в этой ситуации подвергаются наибольшему риску повреждения шейного отдела позвоночника. Кроме шейного корсета, в аптечке обязательно должен находиться
безопасный и эффективный кровоостанавливающий жгут для остановки артериального кровотечения. И желательно не один, а два или три — на случай нескольких раненых или его разрыва.
К сожалению, подавляющее большинство вложенных в аптечки жгутов либо неэффективны, либо представляют угрозу для пострадавшего.
Но более всего удивляет вложение в автомобильные аптечки жгутов для проведения внутривенных инъекций и забора крови, которые были обозначены как кровоостанавливающие. Это уже не опасная, а преступная фальсификация.
Для остановки венозного кровотечения достаточно наложить бинтовую повязку. Тогда зачем в аптечке оказался "венозный жгут" для забора крови под названием "кровоостанавливающий"?
Кроме всего прочего, пострадавшие в ДТП нередко получают серьезные ожоги. В таких случаях обязателен эффект холодового воздействия. Использование холода необходимо, например, при травмах головного мозга, развитии комы, переломах, а так же при подозрении на повреждения внутренних органов.
Поэтому в аптечке должны быть
пузырь для льда и гипотермический пакет.:148:
Но следует помнить, что гипотермический пакет содержит агрессивные реагенты, поэтому его нельзя прикладывать к лицу.
Еще один важный компонент для водительской аптечки —
обезболивающее.
Исключенный из старой аптечки анальгин вполне подходит для этих целей. Сегодня на него ополчилась вся медицинская и околомедицинская "тусовка". Между тем, анальгин — самый эффективный и проверенный заменитель наркотиков при обезболивании. 2-3 таблетки анальгина — это ампула промедола. Курсовое использование анальгина (более 60 таблеток в месяц), действительно, вызывает тяжелейшие осложнения, но после приема 5-6-ти таблеток в течение 2-3 суток изменений формулы крови еще никто не отмечал.
Итак, стоит помнить, что в оказании первой помощи при ДТП есть своя жесткая специфика. Игнорировать ее — значит рисковать не только своей жизнью, но и жизнью близких, друзей и совершенно незнакомых людей, судьба которых может оказаться зависимой от содержимого вашей аптечки.:148: