В 2020 г., несмотря на рост выручки год к году на 23%, чистый убыток ПАО «ОАК», относящийся к акционерам, достиг 152 млрд руб., что стало рекордом для российских публичных компаний в прошлом году. (с)
Во сколько обходится ренессанс российского авиапрома? Разработка "Суперджета" по состоянию на 2013 год стоила $2 млрд. Импортозамещенная версия SSJ-New потребует еще почти столько же - 120 млрд рублей.
Стоимость программы МС-21 в 2018 году оценивалась в 465 млрд рублей. На российско-китайский CR929 нужны инвестиции в размере $20 млрд, из которых Россия согласна обеспечить половину - порядка 600 млрд рублей (впрочем, пока расходы из бюджета составляют не более 4 млрд рублей в год). На перезапуск Ил-114 и Ил-96 в 2016 году решили выделить по 50 млрд рублей. Всего госпрограмма "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" предусматривает вложение 898 млрд рублей (в текущей редакции).
Но и это не все. ОАК стабильно работает "в минус": в 2015 году чистый убыток по МСФО составил 109 млрд рублей, в 2016-м - 4,4 млрд, в 2017-м отчетность за год не раскрывалась, в 2018-м - 18,5 млрд, в 2019-м - 60,5 млрд. По итогам 2020 года корпорация прогнозирует "существенное" влияние на финансовые показатели пандемии и обвала рубля.
Все это так или иначе требует внеплановых "дозаправок". В 2015 году из бюджета было выделено 100 млрд рублей на погашение валютных кредитов разработчика "Суперджета". Спустя пять лет понадобилось новое "оздоровление". Летом 2020-го утвердили докапитализацию ОАК на 250 млрд рублей для погашения проблемных долгов, некоторые из которых тянутся с 1990-х годов (только на выплату процентов ОАК и ее "дочки" ежегодно тратят 30 млрд рублей, сообщил вице-премьер Борисов). При этом в "Ростехе", получившем контроль над ОАК в 2018 году, сочли, что что для сохранения стабильного будущего отрасли требуются более решительные меры.
В 2019 году "Ростех" представил проект масштабной реформы, включающей сокращение штата с одновременным повышением эффективности труда. Как рассказали "Профилю" в ОАК, предстоят "значительные оптимизационные мероприятия", эффект от которых составит 300 млрд рублей за 15 лет. Постепенно ожидается выход на безубыточность и "обретение возможностей для самой корпорации инвестировать в развитие программ". "Оптимизация действительно нужна - на заводах слишком большие площади, низкая производительность труда, - соглашается Вадим Лукашевич. - Образно говоря, одну гайку в США делает один человек, а у нас - десять. Но если из них сократим пять, станет ли сразу лучше? Не факт. Производительность труда - это не просто продукция, поделенная на количество человек. Это технологические процессы, методы проектирования, культура производства - все придется менять. Но давайте посмотрим еще дальше. Почему-то оптимизацию всегда хотят проводить на уровне предприятий. А как управляется вся отрасль? Мы ушли от советской модели с Минавиапромом, четко контролировавшим каждый завод. Но и к полноценной рыночной экономике не пришли. Она формально есть, но все поделено между госкорпорациями-монополистами, слабо подотчетными государству, но постоянно претендующими на бюджетные деньги". (с)