Чеченский спецназ и американская система События 9 августа чуть не привели к потере Цхинвали, когда в город опять вошли грузинские войска. Пехотные роты Грузии при поддержке 40 танков стали укрепляться в южных кварталах югоосетинской столицы. Ситуация, как признавались потом российские военные, была критической, поскольку основные силы 58-й армии (больше чем через сутки после начала боевых действий!) так и не были подтянуты к Цхинвали. Оставшиеся в живых ополченцы и российские миротворцы стали готовиться к последней обороне. Но в этот момент в город на трех "мотолыгах" (армейские тягачи МТЛБ) и двух "КамАЗах" вошел
отряд чеченского спецназа "Восток" под командованием героя России Сулима Ямадаева. Спецназовцы занялись привычной боевой работой, зачищая кварталы, выбивая грузинских снайперов и корректировщиков огня. Действия чеченских спецназовцев стали ключевыми в ходе этой войны. Противник, натасканный американскими инструкторами, был не в состоянии оказать сопротивления мастерам контактного боя из "Востока". Это не дифирамбы ямадаевцам, как принято называть чеченский спецназ, а констатация фактов. За трое суток, которые я провел с "Востоком", отряд потерял ранеными трех спецназовцев, уничтожил несколько десятков грузинских военных и собрал, без преувеличения, огромные трофеи. Грузинская армия в новеньком американском обмундировании, с рационами питания, включающими лобио, жвачку и лаваши, со средствами связи, которые и не снились нашим военным, в панике отходила, когда в дело вступал "Восток". При этом тактическая, огневая и физическая подготовка грузинских военных, казалось бы, отвечала самым высоким американским стандартам. В Цхинвали спецназ освободил мирных жителей, которые грузинские военные держали в заложниках, и отбил три БТР, захваченных грузинами.
"Мы полностью прочистили Цхинвали, - рассказал Герой России Сулим Ямадаев. - На высоте "Паук" наша рота захватила два грузинских поста с десятком автоматов, тремя пулеметами, двумя американскими джипами и боеприпасами. Есть пленные. Нам поставлена задача идти вглубь Грузии. Можем дойти до Тбилиси. Нам интересно воевать, потому что у грузин другая школа подготовки. Посмотрим, чья возьмет. В любом случае, прощать им то, что они натворили, когда они шквальным огнем валили и миротворцев, и мирных жителей, нельзя. Мы наведем порядок".
Утром 11 августа спеназовцы "Востока" в колонне выдвинулись из Цхинвали в сторону покинутого осетинского села Хетагурово. Прямо над колонной с третьей попытки был сбит грузинский штурмовик. Ракета попала в хвост машины, и в небе можно было увидеть крохотное белое пятно парашюта. В эту войну произошло несколько воздушных дуэлей. В частности, над бывшим грузинским селом Тамарашени российский МиГ наказал грузинскую "Сушку", бомбившую нашу колонну. Позже в небе над Цхинвали удалось уничтожить грузинский БПЛА.
Пройдя через Хетагурово, колонна не стала заходить в грузинское село Авневи, а двинулась на юго-восток, к грузинскому селу Земо-Никози, которое переходит в Квемо-Хвити, где и разыгрались основные события дня. Шедшие впереди мотострелки и десантники втянулись в село, когда слева по колонне открыли огонь грузинские танки. Затем в российский танк в центре Квемо-Хвити врезалась ракета "Фагот". Экипаж погиб на месте, гранатометами были сожжены еще две бронемашины. Завязался бой, в котором противник использовал САУ и минометы. Огонь по нашим был плотным и прицельным – грузинскую артиллерию наводил корректировщик. Десантники и половина мотострелкового полка прошли дальше, а часть мотострелков, потеряв девять человек убитыми и шестерых ранеными, осталась в селе. Спецназовцы "Востока" следовавшие в хвосте колонны, зашли в Квемо-Хвити, чтобы прикрыть пехоту и вывести ее из-под огня. Ямадаевцы подавили огневые точки противника, что позволило мотострелкам забрать раненых. "Восток" рассредоточился под непрерывным обстрелом и захватил пленных. Интересно, что как только командир "Востока" выходил по радиостанции на связь, в дом прилетал снаряд. Больше того, аппаратура противника позволяла наводить огонь артиллерии даже по сигналу мобильного телефона. Но у ямадаевцев никто не погиб в этом бою. Они грамотно использовали для укрытия подвалы. Артиллеристский шквал не мог продолжаться до бесконечности - огонь прекратился, как только спецназ уничтожил корректировщика огня. Здесь же удалось захватить один из главных трофеев кампании – американскую аппаратуру наведения артиллерии: на вид армейский чемодан размером с приличный сундук. В этом бою трое военнослужащих получили ранения, включая командира взвода Майрбека с позывным "Терек". Как получилось, что колонна втянулась в село без должной разведки и охранения? Этот вопрос нужно задать командирам сразу двух полков, которые находились в авангарде колонны и, не останавливаясь, повели главные силы вперед.
Ночевал чеченский спецназ в километре от Квемо-Хвити, прямо в поле на сырой земле, не разводя костров. Всю ночь в грузинском селе слышался гул техники. Сначала думали, что противник подводит технику на позиции. Но оказалось, что это двигались "заблудившиеся" два танка мотострелков под командованием сержанта Савранского. К часу ночи боевые машины, наконец, вышли к своим благодаря подсветке ракетницами, а под утро дали о себе знать еще пять танков, которые, на удивление, оказались целыми вместе с экипажами. Попав к своим, танкисты рассказали, как в темноте выбирались по проселочным дорогам, давая о себе знать очередями из ДШК, потому как сели танковые радиостанции. Однажды танкисты пристроились в хвост колонны грузинской пехоты, приняв ее за свою. Когда разобрались, то навели на нее ствол, грузины разбежались, а танкистам запомнился судорожно крестящийся в свете фар грузинский капрал. Словом, противник боялся еще сильнее. Правда, у всех танков после боя в селе были зафиксированы попадания в динамическую защиту.
К утру спецназ, обойдя нехорошее село, оставил его танковым и артиллеристским расчетам и двинулся в глубь Грузии. Этот марш по полям, садам и проселочным дорогам вдали от основных коммуникаций прошел без потерь. Уже через несколько часов чеченский спецназ вышел к железнодорожной ветке в районе станции Шиндиси, где, судя по всему, совсем недавно наша авиация накрыла грузинскую колонну. Догорали грузовики и джипы, валялись трупы и брошенное оружие. На кустах и деревьях висели окровавленные клочки одежды и тел. Всюду брошенные форма и снаряжение грузинских солдат. Разгром полный и безоговорочный. По кровавым бинтам можно проследить путь грузинских военных, оставшихся в живых. Через несколько километров нас обстреляли из строений, но это было всего лишь слабой имитацией сопротивления - нескольких выстрелов из танка и плотного автоматного огня спецназа оказалось достаточным, чтобы огневые точки замолчали. Еще через несколько километров мы оказались в Вариани, на одной из баз бывшей Горийской пехотной бригады - бывшей, потому что бригада перестала существовать. Из двух тысяч ее военнослужащих убито и ранено 1500, остальные 500 разбежались. Как рассказал командир владикавказского мотострелкового полка, занявшего позиции в округе, грузины пытались было контратаковать при поддержке бронированных "Хаммеров". Попытка не удалась, а двести солдат разбежались, побросав оружие, после того как российский танк одним выстрелом прошил сразу пять "Хаммеров" насквозь. Какая тут контратака, когда бегут в первую очередь командиры?
Когда наша пехота заняла высоту с ретранслятором и стала на ней окапываться, грузины попытались развернуть батарею 122-мм гаубиц Д-30. Батарея была сметена залпами танковых орудий. В нескольких километрах наши разведчики навели авиацию на колонну резервистов из Кутаиси. Здесь паника была всеобщей, и резервисты тоже привычно бежали. На дороге догорали 50 брошенных автомобилей. Чеченский спецназ закрепился в семи километрах от Гори и ждал приказа командования идти дальше. Всю ночь засады "Востока" вылавливали ползающих по канавам грузинских военных. В округе - горы брошенной амуниции: за несколько часов бойцы батальона нашли несколько ПЗРК, пять танков, СПГ и больше десяти автоматов, десять грузовиков и несколько джипов. Все мы были уверены, что в состоянии дойти до Тбилиси и даже до Батуми. Никаких эмоций, восторгов по поводу "легкой" войны не было - спецназ профессионально делал свою работу и мало разговаривал на этот счет. Но судьба распорядилась иначе. "Наверху" посчитали миссию выполненной, и "Восток" был отведен из зоны конфликта, а в Тбилиси неистово кричали про рефрижератор грузинских голов, отрезанных чеченцами в качестве мести за большие потери "Востока". В отряде это восприняли как очередную глупость тбилисских фантазеров.
http://www.utro.ru/articles/2008/08/20/761041.shtml