Поутру первого дня пребывания на Алтае, мы отправились в Горно-Алтайск, что бы приобрести провизию и некоторые турпринадлежности, поскольку все с собой из Саратова везти смысла не было. Горно-Алтайск находится в самом начале республики, окружен не большими горами, очень чистый и уютный городок. Мы быстро сориентировались, нашли все необходимое, заправились газом и двинули в сторону с. Акташ, до которого 350 км.
По расчетам планировал проехать данное расстояние где-то часов за пять. Но фих все спланируешь, во-первых много красивых мест по пути, соответственно останавливались, глазели, фотали. А во-вторых, это же горы, быстро не разгонишся, хотя качество дороги отличное, разметка и предупреждающие знаки везде! Дорога М52 сначала идет вдоль реки Катунь, но потом Катунь уходит в сторону, а через какое-то время дорога идет вдоль реки Чуя, соответственно и называют тракт Чуйским. Бытует мнение, что настоящий Горный Алтай начинается после Семеинского перевала. Отчасти это так, поскольку горы становятся более горными и скалистыми, больше сел уже с местным коренным населением. Семеинский перевал находится после п. Шебалино, высота его 1715 м. над уровнем моря. На самом перевале так же организованная площадка, торгово-сувенирная зона, общепит. С перевала спускаться было легче и веселее, красивые виды впереди)). После Семеинского перевала был еще один – перевал Чике-Таман, он пониже немного, но зато вид с него мне очень понравился. В п. Онгудай была последняя газовая заправка, где газ аж 14 р. за литр, а бензин 92 – 25.60 р., и это в горах! Так же по дороге, вдоль рек много организованных кемпингов, можно остановиться как в домиках, так и в палатке.
В итоге до Акташа мы добрались к 9 часам местного времени. В местном магазине, кстате очень приличном, типа маркета, прикупили лимонада и разливного холодного пива Алтайского производства. В п. Акташ мы свернули в сторону горно-лесного массива, т.е. перпендикулярно основного тракта. Дорога, она единственная, пошла на их райцентр – Усть-Улаган. Дорога в основном асфальтированная, но были и участки с гравийкой. Когда проехал знаменитые Красные ворота, успокоился, что едем в верном направлении. Вдоль дороги находятся улаганские озера, вокруг которых расположены организованные кемпинги и базы. Вообще на каждой базе имеется баня, а так же национальный Аил (шестигранный брусовой дом с конусообразной крышей). Когда въехали в п. Улаган, начало уже темнеть. Остановился возле АЗС сверить карты. Подъехала местная гопота на тойоте, и в стиле 90-х начали просить прикурить. Зная местные нравы, не стал вступать с ними в диалог, а просто уехал. При выезде из поселка обогнал грузовик, а там местные гайцы, остановили. Начали впаривать про наличие знака «обгон запрещен». Пояснил, что удирал от местных бандюганов, документы вернули и посоветовали быть аккуратнее). Через 15 км. был п. Балыктуюль, в котором мы свернули по направлению к п. Балыкча и соответственно сАмого впечатляющего перевала. На этом асфальт закончился полностью и ехали мы уже через лес в полной темноте. Проехав 30 км., мы увидели вывеску означающую перевал Кату-Ярык. Ночью мы спускаться с него не стали, и поскольку ничего больше не оставалось, мы решили устроить ночлег в машине на самом перевале, а вокруг только лес и внизу долина реки Чулышман…
дорога после Горно-Алтайска
так отдыхают люди на р. Катунь
опять подвесной мост, но уже посерьезнее
легкий сплав по Катуни
красивая и ровная...
Семеинский перевал
вниз с Семеинского перевала
вид с перевала Чике-Таман
после перевала желтые горы сменили зеленые.
река Чуя