Новая тема для протестов. Рост цен на природное сырье – нефть и железо – это уже не что-то абстрактное, не имеющее отношения к рядовым автовладельцам, но вполне осязаемое. Автомобили сегодня дорожают каждые три месяца. Аналитики говорят, что в пятилетней перспективе автомобили продолжат дорожать в среднем на 10% в год.
К постоянному росту цен на нефть все уже привыкли, а вот рост цен на сталь и железо нас раньше как-то не заботил: автоиндустрии как таковой в стране не было, монополистом выступал АвтоВАЗ. В начале года аналитики металлургической промышленности начали бить тревогу: цены на железо поползли вверх. Ряд азиатских автопроизводителей аккуратно предупредили панику: мол, в самое ближайшее время машины дорожать не будут. И тем не менее велики шансы, что уже этим летом мировые автопроизводители ощутимо поднимут цены на свою продукцию.
Россияне это почувствуют прежде всего на отечественных автомобилях. Более половины от общего потребления металлопроката в России приходится сегодня на три крупнейших российских автозавода – АвтоВАЗ, ГАЗ и КамАЗ. По данным аналитического агентства “Автостат”, только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, который является основным материалом для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. Не меньше изменилась стоимость и горячекатаного, и оцинкованного листа. “Столь значимый скачок цен на металл уже во второй половине текущего года отразится на себестоимости производства автомобилей”, – считает директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков.
Предприятия российского автопрома обычно заключают долговременные договоры с металлургическими комбинатами и стараются фиксировать цены на год вперед. Тем не менее рост мировых и внутренних цен на 50% за полгода – это достаточно веский аргумент, чтобы пересмотреть контракты, считают тольяттинские аналитики. По их данным, стоимость металлопроката в общей себестоимости выпуска автомобилей составляет порядка 10-12%. Поэтому в скором времени можно ожидать, что за счет роста цен на металл удорожание автомобилей может составить порядка 5-7%. Напомним, традиционное ежеквартальное удорожание до недавнего времени составляло около 2-3%.
Запасов природного сырья на наш век, наверное, еще хватит, тем не менее с каждым годом их себестоимость будет все больше влиять на ценообразование автомобилей. По прогнозам ИК “Финам”, цена на нефть в 2008 году вырастет на 50% по сравнению с уровнем 2007 г., а на листовой прокат – на 22,8%. На 2012 год прогнозы следующие: рост цены на нефть составит 60% по сравнению с уровнем 2007 г., а на листовой прокат – 47,3%. “Мы прогнозируем рост стоимости автомобилей в перспективе одного года на 4-6%, на пять лет – 20-25%”, – подытоживает аналитик по машиностроению ИК “Финам” Константин Романов.
В целом, несмотря на то, что автомобильный рынок постепенно насыщается и близок к моменту замедления роста, автомобили, собранные в России, уже никогда не станут дешевле, чем сейчас, а значит, доступнее. Это возможно лишь в случае, если люди начнут больше зарабатывать, но экономисты прочат скорое замедление роста российской экономики из-за ее “перегрева” и рост инфляции до 18% уже в 2009 году, поэтому это едва ли возможно.
“Дешевле автомобили стоить просто не могут, – констатирует К. Романов. – Рост цен на автомобили вызван ростом себестоимости, которая обусловлена ростом цен как в мировой экономике, так и в экономике России, то есть инфляцией. Однако темп роста автомобильных цен в России может снизиться, если пошлины на новые автомобили будут снижаться, вероятность чего в ближайшие пять лет, на мой взгляд, минимальна”.
По мнению аналитика по машиностроению ФК “Открытие” Кирилла Таченникова, учитывая быстрые темпы роста спроса на автомобили в России, можно говорить о том, что в ближайшие пять лет автопроизводителям удастся увеличивать цены на машины соразмерно росту затрат. Однако в дальнейшем по мере насыщения рынка растущая конкуренция снизит динамику удорожания машин. “Среднегодовые темпы роста стоимости легковых авто в ближайшие 10 лет не превысят 10%, – считает эксперт. – Но, учитывая, что к моменту насыщения автомобильного рынка в России совокупная инфляция составит более 40%, говорить о том, что автомобили подешевеют, не приходится”.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2008/06/10/1366953