Почему-то считается, будто гонки на выживание являются абсолютной прерогативой американских фильмов в стиле экшн, но ведь даже ни в одной приключенческой советской ленте не обходилось без преследований.
И пусть советский автопром не может похвастаться таким техническим потенциалом, как современные суперкары, да и спецэффекты нынче совсем не те, драйва в старом добром кино было более чем достаточно. А тем, кто запамятовал, не помешает погрузиться в приятную ностальгию, вооружившись следующим списком впечатляющих погонь советского кино.
«Берегись автомобиля»
Погоня в сюжете этого фильма вписана не случайно, как и его красноречивое название. Кроме того, такое развитие событий само напрашивалось в сценарий, ведь должен же был когда-то угонщик Юрий Деточкин попасться в руки правоохранительных органов.
И пусть советского Робина Гуда, угонявшего машины у богачей, чтобы помогать нуждающимся, догонял мотоцикл, действо вышло впечатляющее. Комичности ситуации добавляет то, что Деточкин сам завел милиционерский двухколесник, да и блестящая игра Иннокентия Смоктуновского вносит свою лепту.
«Место встречи изменить нельзя»
Еще более захватывающей получилась сцена погони за Фоксом в легендарном детективе Говорухина, поставленного по сценарию знаменитых братьев Вайнеров.
И хотя за рулем был не проворный Жеглов, а водитель угрозыска Копытин, профессионализма последнего хватило для того, чтобы догнать преступников, свалившихся прямо в Москву-реку вместе с обаятельным убийцей Фоксом.
«Бриллиантовая рука»
Отличился и Гайдай, который решил пойти по следам французов, заставив преследуемое авто вспарить в воздухе. И пусть на этот раз дело обошлось без спецэффектов в стиле «Фантомас разбушевался» с его превращающемся в самолет Ситроеном, эффект, который произвел остервенело рулящий подвешенным к геликоптеру автомобилем Лелик, оказался впечатляющим.
Колорита сцене добавил и переодетый в женщину Козодоев, и до смешного невозмутимый Горбунков, поэтому немудрено, что эту погоню вспоминают по сей день, а произносимые во время нее фразы уже давно разлетелись на цитаты, ведь чего только стоит крылатое «Сядем усе!».
«Кавказская пленница»
Спортсменка, комсомолка и просто красавица – совсем неудивительно, что советская девушка Нина могла все, начиная с вылета из окна на тарзанке, и заканчивая ловкой рулежкой автомобилем Скорой помощи.
Так, только один выезд задним ходом из ворот с последующим за ним крутым разворотом достоин восхищения, а уж о дальнейших приключениях на крымском горном серпантине с подключившимся Шуриком на дрезине и говорить не приходится.
И пусть в реальности вместо Натальи Варлей все водительские трюки выполняли каскадеры, заподозрить подвох сможет только самый внимательный.
«Петровка, 38»
Кто бы мог подумать, что главарем преступной банды, да еще и таким опасным, может оказаться тихий старичок из Подмосковья! Убедиться в этом представилась возможность старшему лейтенанту Рослякову, получившему от коварного старикашки пулю (к счастью, не смертельную) и майору Костенко, который, к слову, в срочном порядке организовал погоню за преступником.
Что ж, вышло впечатляюще, ведь где еще можно было увидеть парящего над проезжей частью, пробивающего заграждения, и входящего в дрифте в крутые повороты и сквозные дворы представителя отечественного автопрома?
«Авария – дочь мента»
Этот фильм стал символом конца советской эпохи. Недетские развлечения и поиски приключений довели главную героиню Валерию Николаеву до серьезных неприятностей в виде группового изнасилования. А поскольку отец у девушки работал в милиции, то совсем неудивительно, что все закончилось погоней за обидчиками дочери.
Трюки в этом эпизоде впечатляют – здесь тебе и перелетающий через проезжую часть автомобиль, и лихие перестроения в тогда еще не настолько плотном московском потоке, и ожидаемая встреча машин, которая закончилась тем, что преступники, вовремя выбросившие девушку-неформалку за борт, слетели с крутого косогора, охваченные пламенем.
«Двойной обгон»
А тут прямо настоящий боевик, пусть и на советский манер. Так, угнавших фуру вместе с ценным грузом импортной кожи, начинают преследовать гаишники. Что ж, сами виноваты, ведь зачем было палить по посту, результатом чего стал один раненный и убитый при исполнении?
Что касается самой погони, то она получилась не самой впечатляющей, а порой даже комичной, ведь чего только стоит летящий по насыпной обочине милицейский автомобиль и какой-то просто неуловимый грузовик, маневрирующий лучше легковушки.
Как бы там ни было, но капитану Маджиеву почти удалось справиться с бандитами, прострелив им колеса, хотя по факту остановить угонщиков удалось самим дальнобойщикам.
«Водитель автобуса»
По сюжету водителю Икаруса, перевозившего пассажиров по маршруту «Минск-Брест», не посчастливилось столкнуться с бандитами, которые позарились на заработанное северянином, следовавшим этим же маршрутом.
К счастью, эта погоня длилась недолго, и под чутким руководством юного лейтенанта-танкиста, блестяще сыгранного Дмитрием Харатьяном, совсем скоро преступники были прижаты к обочине и обезврежены.
«Золотая мина»
Еще один советский детектив с погоней, где беглец из колонии строго режима (Борис Брунов) ловко выдает себя за других людей, успешно скрываясь от милиции и продолжая вершить свои темные делишки. Но не тут-то было – милиция смогла поймать преступника с помощью шипованной ленты и контроля, осуществляющего с геликоптера.
«Невероятные приключения итальянцев в России»
Завершает этот рейтинг сцена погони из любимой многими рязановской комедии про невероятные приключения итальянцев, попавших в Россию. Какие только финты не выбрасывала темпераментная итальянка, начиная с полета над эстакадой и заканчивая полицейским разворотом.
Но оказалось, что все это цветочки, ведь дальше хрупкая барышня загнала задним ходом своих преследователей под грязевой поток, продолжая лихую езду без малейшего намека на обзорность. Но самое крутое – это, конечно, сэндвич из двух авто и взрыв на АЗС с летящими по закоулочкам покрышками и заправочными шлангами.
Вот такие вот они, погони советского кино! И пусть некоторые из них навевают откровенную скуку, такой экшн также однозначно заслуживает внимания. Не верите? Тогда обязательно пересмотрите хотя бы описанные выше отрывки!
Самая известная сцена именно из бриллиантовой руки. Когда смотрел впервые — и смех, и восторг аж дух перехватывает
Ну, тут вы не правы! Используя кадр из фильма Мертвый сезон даже не упомянули о нем. А что вы скажете о фильмах Ошибка резидента и Возвращение резидента? Есть еще Колье Шарлотты и Ларец Марии Медичи. Все это только навскидку, не копаясь глыбако в памяти. Так что автору — жиденькая троечка!
Во времена СССР в кино умели снимать захватывающие погони, не сравнить с настоящим временем.
Да уж, здорово снимали, а ведь не было тогда спецэффектов разных, потому и смотрятся погони реалистично, а за героев реально переживаешь. А сейчас вроде как и снято круто, а нигде даже не ёкнет, пустота одна.
даа эти фильмы в свое время были культовыми. погони, перестрелки — то, чего так не хватало в союзе
Часто погони в советских фильмах были связаны со смехом — это было весёлое кино. А вот серьёзные погони уже не так сильно воспринимались. Ибо перед советским кино ставилась задача сделать человека жизнерадостным, уверенным в светлом будущем. А все эти жесткачи были всегда в меньшинстве. Преступники изображались лохами, над которыми зрители смеялись.
Многие фильмы давно уже стали классикой. Изредка пересматриваешь, находишь новые детали. А какой интересный фильм обходится без погонь?
Зато погони такие выглядят более реалистично, чем в современных американских боевиках.
Тогда это смотрелось хорошо и интересно, а сейчас при современных технологиях выглядит смешно. Но нужно понимать что в те времена снять такой эпизод это была серьезная работа.
«Сержант милиции» забыли упомянуть? Кадр, где Янковский в милицейской машине пытается удрать от милиции.
Мне нравилась погоня в «Найти и обезвредить»!