Установка дорожных знаков на определенных участках пути производится исключительно по государственным стандартам, подробно прописанным в соответствующих нормативно-правовых актах. И невзирая на то, что далеко не на всех дорогах можно наблюдать полное соблюдение принятых ГОСТов, в них постоянно вносятся разные изменения, знание которых может пригодиться автомобилистам на практике.
Какие есть ГОСТы на установку знаков ПДД
Меняются любые стандарты, включая дорожные указатели, но вместе с тем существует несколько параметров, которые остаются неизменными, поскольку они разрабатывались с учетом обеспечения максимально комфортного и точного восприятия информации, обозначенной на знаках.
И прежде всего речь идет о типоразмере устанавливаемых на разных участках пути металлических щитков, которых на сегодняшний день существует шесть, поскольку к четырем предыдущим форматам добавилось еще два.
Так, уменьшение размера до 400 и 500 мм позволит улучшить видимость на участках с плотной застройкой, исторических районов, а также большим количеством пешеходных переходов и велодорожек.
Остальные четыре стандарта, предусматривающие размер щитов на 600, 700, 900 и 1200 мм, также будут применяться, причем на прежних местах – на однополосных и трехполосных дорогах, на скоростных участках с 4 и более полосами движения в одну сторону, в зонах повышенной опасности и при проведении ремонтных работ.
Объясняется такой выбор довольно просто, ведь чем более быстрый скоростной режим действует на участке, тем более крупным, а следовательно, и читабельным должен быть знак. И наоборот, на дорогах с вялотекущими пробками нет необходимости устанавливать большие указатели, поскольку крупные щиты будут отвлекать водителей и загораживать им обзор.
Помимо размеров, к знакам предъявляется множество других важных требований, поскольку именно они регулируют дорожное движение, делая его максимально упорядоченным и безопасным. В этот условный перечень входит:
- Подсветка ДЗ, дающая хороший обзор в ночное время суток и условиях плохой видимости. Обеспечивается с помощью специальных осветительных приборов и светоотражающего материала, устанавливаемых как на самом щите, так и напротив него. Сюда же входит такой важнейший показатель, как коэффициент яркости, от которого зависит видимость изображенных на указателе элементов.
- Наличие защитной кромки ДЗ, усиливающей сам щиток и смягчающей возможные повреждения в случае столкновения с ним.
- Применение литерной площадки. Речь идет о своеобразном трафарете, позволяющем наносить одинаковые буквенные и другие символы в увеличенном или в уменьшенном масштабе. Также для нанесения текста применяется трафаретная и цифровая печать, подразумевающая использование цветоустойчивых материалов вне зависимости от погодных условий.
- Использование специальной основы, позволяющей указателю сохранять жесткость и целостность в любую погоду, а также в случае механического воздействия.
В этом случае расчет типоразмера указателей проводится графическим путем непосредственно во время компоновки наносимых условных обозначений и текстовой информации.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004
ГОСТ вступил в силу 1 января 2006 года, устанавливая четкие правила для применения определенных технических средств для организации безопасного и бесперебойного движения. И если говорить о знаках, то требования к их установке регулируется ГОСТ Р 52290-2004, согласно которому все щиты должны размещаться по правую сторону навстречу движению, будучи хорошо идентифицируемыми на дистанции не менее 100 м.
Какие были изменения в 2015 году
Согласно требованиям ГОСТа, должна была выдерживаться определенная высота размещения ДЗ, напрямую зависящая от местности. К примеру, при боковом монтаже за городскими пределами предусматривался диапазон от 1,5 до 3 м, в черте населенных пунктов – от 2 до 4 м, на островках безопасности, расположенных посередине проезжей части – от 0,6 до 1,5 м, непосредственно над ней – от 5 до 6 м.
При этом сам монтаж предполагает использование опор, стоек и креплений, выполненных из износоустойчивых материалов, делающих указатели по-настоящему надежными.
Изменения и дополнения в стандарт вносились неоднократно, а точнее 08.12.2005, 12.11.2010 и 9.12.2013. И, как обычно коснулись они типоразмеров ДЗ, а также высоты наносимых на указатели индивидуального проектирования прописных литер.
Также были откорректированы минимальные дистанции установки знаков от обозначенных ими участков, и расстояние их видимости, обеспечивающее безопасное движение в условиях действующего на трассе скоростного режима.
Дополнения 2018 года
Определенные изменения в действующие государственные стандарты были внесены и в 2018 году, правда, они оказались не такими всеобъемлющими. Речь шла о нововведении от 28.04.2018, согласно которому в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах Российской Федерации был введен новый знак и разметка, получившие довольно необычное название «Вафельница».
Что касается трактовки, то она подразумевает запрет выезда на пересечение, если находясь на нем, водителю придется останавливаться, поскольку такие действия чреваты образованием заторов.
Требования к установке в 2019 году
С 01.05.2019 на территории России начал действовать новый национальный стандарт, предусматривающий множество изменений. И помимо введения двух новых уменьшенных типоразмеров, было разработано несколько знаков, не применявшихся ранее, но необходимых для улучшения движения в условиях современного трафика. Среди них:
- ДЗ, запрещающие остановку и стоянку 3.27д, 3.28д, 3.29д, 3.30д, действующие не только в продольном, но и в поперечном направлении, с четким обозначением границ этих зон, что позволит предотвратить парковку на противоположной стороне от знака.
- Указатели 4.1.7д и 4.1.8д, предписывающие разворот и движение в обратном направлении с обозначением тупика и без него.
- Знак 5.14д, выделяющий отдельную полосу для трамвайного движения, запрещающий следование по ней автомобильного транспорта.
- ДЗ 5.14.1д, 5.14.2д и 5.14.3д, указывающие дальнейшее направление движения городского транспорта.
- Знаки 5.15.10д и 5.15.11д, обозначающие конец параллельной дороги и приоритеты при выезде на общую полосу.
- Указатели 5.15.7д, 5.15.8д и 5.15.9д, указывающие приоритеты при перестроении на проходящую параллельно проезжую часть без окончания одной из них.
Принятые изменения повлекли за собой соответствующую корректировку уже существующих знаков, в результате чего появились их дублеры.
Среди них – обозначающая направление движения по полосам группа указателей 5.15.1д и 5.15.2д, а также знаки начала и конца полос 5.15.3д, 5.15.4д, 5.15.5д и 5.15.6д.
Также появились новые указатели, информирующие о диагональных пешеходных переходах, платных парковочных зонах, обозначения схем паркования транспортных средств.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32945-2014
Этот ГОСТ вступил в силу 08.09.2016, также получив статус национального стандарта. Его применение предусматривается исключительно на вновь устанавливаемых ДЗ, а также светоотражающие элементы. В зависимости от места монтажа используется разный цвет фона указателей: зеленый – на магистралях, синий – на любых других трассах и белый – в населенных пунктах.
Высотная установка производится исключительно на опорах, представленных в форме букв «П» и «Г», тогда как для остальных случаев предусматриваются обычные крепежные элементы.
Вместе с тем, согласно ТР ТС от 18.10.2011, эти требования не действуют на автодорогах различных предприятий (промышленных, лесных, строительных, коммунальных, производственных и пр.), а также временных участках пути и в зонах отчуждения, проведения спортивных состязаний и обороны.
Кто устанавливает дорожные знаки
Установкой стандартизированных указателей имеют право заниматься только лицензированные организации и, как правило, в эту категорию попадают государственные дорожные службы, хотя возможным остается и обращение к частным предприятиям, имеющим разрешение на деятельность подобного рода.
Это не означает, что решение по монтажу должны принимать только в ГИБДД, ведь приветствуется и частная инициатива, если она действительно уместна.
Другое дело, что владелец участка или активист должен согласовать свою идею с инспекцией, поскольку именно за этой службой закрепляется весь контроль и ответственность за вносимые коррективы.
Кроме того, местные жители должны быть предупреждены о грядущих изменениях, причем не позже, чем за 20 суток. Специально для этого делается соответствующее заявление, для публикации которого используется официальный сайт исполнительной службы.
Распространенные вопросы
- Как узнать, законно ли установлен дорожный знак?
Если в законности установки указателя возникает хоть малейшее сомнение, то не помешает провести уточнение этого вопроса, для чего необходимо обратиться в местную дорожную службу, ГИБДД или любой другой орган, признанный исполнительным. Для этого следует подать письменное обращение и дождаться ответа на него в течение 30 рабочих дней. - Какие новые знаки появились в 2020 году?
Ко всем перечисленным выше нововведениям добавилось еще несколько, которые хоть и были приняты еще в 2019 году, вступают в юридическую силу только после 1.01.2020. Среди них новый указатель 5.35д, разрешающий поворот направо после проезда всех участников движения, следующих по главной дороге, а также ДЗ 8.26д, предусмотренный для глухих пешеходов.
Конечно же, перечень является более внушительным, включая в себя 59 новых знаков. Здесь и разрешение парковаться под углом на проезжей части, и правила постановки авто на разных участках, и многие другие новшества, предназначенные для максимально комфортного движения автомобилистов.
Да, действительно, не на всех дорогах можно увидеть хорошее соблюдение принятых ГОСТов.
А кто это должен проверять?