Людям, заставшим доперестроечную эпоху, хорошо известно, что советский автопром, как и многие другие отрасли народного хозяйства, не баловал граждан широким ассортиментом товаров и разнообразием моделей. Кроме того, некоторых разновидностей привычной в наши дни техники не существовало вовсе. Например, автомобилей с передним приводом или так называемых народных машинок с неплохой грузоподъёмностью, которые бы могли использовать дачники.
Однако на рубеже шестидесятых в СССР озаботились вопросом отсутствия небольшого грузовичка для нужд народа. Так на свет появилась мелкосерийная модель эстонского происхождения.
ЭТ-600: история появления
Предложение наладить выпуск малоразмерного грузовичка выдвинул начальник Эстонского республиканского союза потребительских общин (ЭРСПО) Роман Бертелов. Министерству идея понравилась, и уже в середине шестидесятых на мощностях завода ЭРСПО была выпущена модель ЭТ-500, где цифры обозначали количество килограмм, которые могла принять на борт техника.
Главная фишка машины — передний привод. А поскольку эксплуатировать модель предполагалось исключительно на асфальтовом покрытии, массивная рама и усиленные агрегаты были удалены.
Спустя год появилась модифицированная версия «народного» грузовичка — ЭТ-600.
Его технические особенности:
- Двигатель. Машина получила силовой агрегат от «Запорожца», мощность которого составляла 30 л.с. Располагалось «сердце» авто прямо под кабиной, изготовленной из стеклопластика. Благодаря используемому материалу последняя могла похвастаться небольшой массой, составляющей всего 40 кг. Кроме того, кабина была легка в изготовлении: на формирование уходило всего 4 часа и требовались усилия трёх рабочих.
- Кузов. Грузовой отсек, габариты которого не превышали 2340*1370 мм, представлял собой деревянный настил, усиленный бортами из металла. Инженеры предусмотрели возможность модифицировать кузов. Так, вместо заводского можно было установить традиционный или изометрический фургон.
- Подвеска. Передняя представляла собой оригинальную пружинную конструкцию. Задняя располагалась на рессорах полуэллиптической формы.
- Масса. При длине в 3,63 метра этот параметр машины не превышал 750 кг, а при полной нагрузке увеличивался до 1 346 кг.
- Расход. ЭТ-600 мог похвастаться практически идеальным потреблением топлива: за городом авто «съедало» 5,7 л, в условиях городских улиц — 9,5 л на «сотню».
Как сложилась судьба ЭТ-600
«Народный» грузовичок пришёлся по душе не только обычным гражданам, но и специалистам. Последние особенно отмечали следующие параметры: отличную манёвренность, торможение, компактные размеры, удобную посадку водителя, хорошую обзорность.
В период с 1967 по 1970 на мощностях ЭРСПО было произведено около 40 моделей. Большая часть из них использовалась самой фабрикой для развоза продовольственных товаров.
Цена машинки не превышала 2 000 р. К примеру, более распространённый «Москвич» тогда стоил около 5 000 р. К тому же специалисты утверждали, что если наладить серийное производство техники, ценник можно опустить до 1 200 р.
Увы, массового запуска ЭТ-600 не дождался: руководство страны отдало предпочтение немецкому Multicar, а рядовые граждане так и не увидели советского «народного» грузовичка.