Поскольку первую модель автомобиля, который производился на Запорожском автомобильном заводе «Коммунар» в нашей стране часто называют не «Запорожец», а «Горбатый», то наверняка все поняли, что в этой статье пойдет речь не о нем, а о модели 968, потомке легендарной украинской малолитражки.
ЗАЗ-968 производился с 1971 года, а в конце 1979 года в серию пошла модернизированная версия, в индексе которой появилась литера «М». Производство малолитражки завершилось только в 1994 году, когда ее на конвейере сменила «Таврия».
За тяговооруженность автомобиля отвечал 1,2-литровый силовой агрегат, рассчитанный на выдачу 45 лошадей мощности. Вкупе с ним работала четырехступенчатая механика, передававшая тяговое усилие задней оси.
В начале 2020 года в сети появилось объявление о продаже автомобиля 968М, который практически все время находился на гаражном хранении и только изредка выезжал на улицу. Благодаря такому хранению автомобиль после 27 лет с момента схода с конвейера сохранил почти первозданный вид. Одним из преимуществ этой модели для коллекционеров является то, что экземпляр представляет собой одну из последних выпущенных автомобилей «Запорожец». Также к преимуществам можно отнести наличие оригинальной сервисной книжки, заводской инструкции по эксплуатации и оригинальной запаски. Пробег автомобиля – каких-то 211 км. Купить машину можно было за 2 новых iPhone (250 тысяч рублей).
Немногим ранее на продажу была выставлена еще одна модель 968М. Уникальностью этого автомобиля являлась редкая модификация коробки передач – ножное переключение скоростей. Несмотря на то, что пробег этого автомобиля более существенный – 17 000 км, из-за уникальности оглашенная цена составляла 2 000 000 рублей.
Еще ранее, в конце 2016 года на одной из американских онлайн торговых площадок на продажу выставлялась ранняя модель Запорожца – 968А, выпущенная в 1980 году. По утверждению продающей стороны, выставленная малолитражка в отличном состоянии и с оригинальными шинами. Пометка о том, что аналогичное авто ранее принадлежало В.В. Путину должна была повысить интерес покупателей.
Изначально автомобиль был доставлен в Соединенные Штаты для музея советского автопрома Sovietstar в Айсакве штат Вашингтон. Автомобиль предлагался за 9750 USD, что было эквивалентом 650 тысяч рублей на момент продажи.
В нашей стране приобрести автомобиль в неплохом состоянии и на ходу можно по цене 50-100 тысяч рублей, но найти такие авто удается далеко не каждому, поскольку большинству из тех, что активно использовались, не уделялось должное внимание, из-за чего все они давно покоятся на свалках, либо утилизированы.
Найти хорошую модель можно только в том случае, если потомки ветеранов войны или инвалидов найдут в их гаражах автомобиль, полученный по линии Собес, но по ряду причин вообще не использовавшийся по назначению (в советские времена автомобили таким гражданам выдавались бесплатно, но часто они вообще не использовали их, тем не менее, ухаживали за транспортными средствами).
К примеру, недавно в гараже был найден абсолютно новый Запорожец не только с оригинальными деталями и шинами, но и с оригинальными техническими жидкостями (практически джек-пот для коллекционера!).