Чаще всего в автошколах будущих водителей не считают нужным обучать правильной буксировке автомобиля. Вместе с тем буксировка является важнейшим навыком, который хоть раз в жизни может пригодиться всем автолюбителям.
Иногда возможности вызвать эвакуатор нет и машину приходится буксировать. О том, как сделать процесс безопасным и безвредным для автомобилей, участвующих в нем, постараемся детально рассказать ниже.
Подготовительный этап
В большинстве бытовых ситуаций используется буксировка на гибкой сцепке (трос). Жесткую сцепку либо частичную погрузку используют в случае буксировки грузового авто или неисправности тормозной системы, либо рулевого управления.
Если водитель буксирующего авто обладает меньшим опытом вождения в сравнении с водителем буксируемого, желательно чтобы они поменялись местами. Перед буксировкой необходимо детально согласовать маршрут движения и договориться о сигналах оповещения.
Водитель буксируемого авто должен иметь при себе водительское удостоверение, а также документы на автомобиль и не быть пьяным.
Масса буксира не должна сильно отличаться от массы буксируемого, у обоих машин должны быть исправные узлы сцепления. У буксира должна быть исправна система охлаждения, поскольку мотор будет работать в режиме повышенной нагрузки.
Трос желательно расположить наискосок по отношению к буксируемому авто. К примеру: к буксиру крепим трос с левой стороны, а к буксируемому – с правой. Ближний свет должен быть включен у обоих транспортных средств.
Через каждый метр на тросе необходимо закрепить яркий лоскут ткани для повышения его заметности.
Зимой необходимо прогреть не только двигатель, но и салон буксира, чтобы окна не были запотевшими. Такая же процедура проводится и с буксируемым авто. Если в нем мотор не заводится, необходимо протереть стекла вручную и приоткройте одно из них.
Если мотор не заводится, ключ в буксируемом авто должен быть в положении «Аккумулятор» (первый щелчок) или «Зажигание включено» (второй щелчок) для снятия блокировки руля.
Включите «аварийку», либо на корме автомобиля установите знак аварийной остановки.
Буксировка авто с различными КПП
- Буксировка авто с МКПП возможна в любом случае – включите «нейтралку» и держите ногу на педали тормоза.
- Буксировка авто с АКПП возможна только после прочтения инструкции (предусмотрен ли процесс вообще), поскольку некоторые автомобили этого типа не предусматривают такую возможность. В иных случаях могут быть ограничения по скорости, дистанции, режимах работы коробки. Если инструкция отсутствует, но ехать надо, установите рычаг КПП на нейтралку, выберите место хранения с минимальным расстоянием до него, после чего сообщите водителю буксира, что нужно передвигаться со скоростью не более 40 км/ч.
Рекомендации буксиру
- Не активируйте аварийку – она будет препятствовать подаче сигнала о повороте, тем более она включена на буксируемом.
- Позвоните буксируемому и поддерживайте связь в громком режиме как можно дольше.
- Перед тем как трогаться, нужно натянуть трос. Для этого плавно катитесь вперед, пока трос не натянется. При трогании чуть более плавно отпускайте сцепление и более сильно давите на газ, нежели обычно.
- Выкручивайте все передачи до более высоких оборотов, чтобы было время переключиться (автопоезд быстро теряет скорость).
- Не упускайте из виду зеркало заднего вида для контроля скорости буксируемого. Разгоняйтесь всегда очень плавно.
- Учтите увеличение габаритов практически втрое, поэтому в поворот входите максимально широко и так же выходите, особенно если у буксируемого широкие и большие колеса, а также выключенный мотор.
- Если перестраиваетесь, включите поворотник заранее, дождитесь пока повернет буксируемый и только после этого совершайте сами.
- Буксируйте на скорости до 50 км/ч (требование ПДД).
- Давите на тормоз максимально нежно, перед началом процесса несколько раз коснитесь ногой педали для информирования буксируемого.
- Если зеленый свет светофор скоро закончится, тормозите. Проезд на желтый с буксируемой машиной – еще то приключение.
- Не останавливайтесь на подъеме.
- Перед подъемом необходимо оценить его крутизну и запас тяги двигателя (может стоит перейти на более низкую передачу).
- Не обгоняйте на однополосной дороге, поскольку этот маневр достаточно сложен и требует опыта.
Рекомендации для буксируемого
- Следите чтобы трос не провисал. Если натяжка ослабевает, притормаживайте.
- На торможении (к примеру, перед светофором) более сильно чем необходимо жмите тормоз для сохранения натяжки троса.
- Останавливаясь не старайтесь подкатиться к буксиру – трос может намотаться на ось.
- Усилитель тормоза при выключенном моторе не работает, поэтому сила торможения меньше.
- То же самое касается руля.
- Не допускайте запотевания стекол.
- Перестраиваясь, четко выполняйте команды с буксира.
- Информируйте других водителей о маневрах руками.