На переговорах Владимира Путина с Ангелой Меркель, как и предполагалось, германский канцлер затронула «некоторые правозащитные вопросы»: к этому ее обязал бундестаг, проголосовав за жесткую резолюцию в адрес России накануне визита. И Меркель, в частности, высказала свое отношение к делу Pussy Riot – высказала сомнение, так же ли жестко были бы наказаны участницы группы в Германии: «Нужно ли было двух девушек отправлять в лагерь, я не знаю. Я не знаю, произошло ли бы это с ними в Германии?»
Владимир Путин, который принципиально не произносит название группы ,как он выразился, «по этическим соображениям», проявил осведомленность в истории и Pussy Riot, и арт-группы «Война». "Госпожа федеральный канцлер упомянула о девушках, которые в тюрьме находятся за выступление в церкви. А знает ли она, что до этого одна из них повесила чучело еврея и сказала, что от таких людей нужно избавить Москву? Мы не можем с вами поддерживать людей, которые занимают антисемитские позиции», – припомнил президент акцию «Войны» 2008 года в московском супермаркете.
Тем самым Путин явно намеревался нанести удар по застарелой германской болевой точке отношению к евреям.
Вот кадры акции 2008 года в торговом зале изображалось повешение гастарбайтеров в синей униформе и гомосексуалов. Таким спорным образом, по замыслу организаторов, высмеивались гомо- и ксенофобия, однако в примечаниях в блоге один из идеологов Алексей Плуцер Сарно пишет: «Один из гомосексуалистов был еще и евреем».
Что на самом деле хотели показать участники той акции, о которой через четыре года вспомнил президент, и какое отношение к этому имеют участницы Pussy Riot, мы обсудили с гостем Олегом Васильевым, участником той самой акции.
Писпанен: Вы который из повешеных?
Васильев: Я то, кого Владимир Владимирович назвал «чучелом еврея».
Писпанен: Вы тот самый гей-еврей.
Лобков: В чем был замысел акции?
Васильев: Акция называлась «Памяти декабристов». В ней символически вешались три гастарбайтера и два гомосексуала, которые должны были символизировать собой некоторые угнетенные дискриминируемые группы российского общества. Неслучайно она была проведена в День города Москвы, поскольку здесь как гастарбайтеры, так и гомосексуалисты являются дискриминируемыми группами. Кроме того, трое из пяти участников должны были символизировать трех повешеных участников южного общества и двух участников северного общества.
Лобков: Вешали за крюки, прикрепленные к спине, так что все было безопасно.
Писпанен: Люди, которые видели саму акцию, понимают, что она была направлена на повышение толерантности, на критикующую ксенофобию в обществе.
Васильев: Конечно, следует заметить, что человек, который вешал гомосексуалиста, являющегося евреем, был одет в футболку Молодой гвардии Единой России, что придавало происходящему некоторый дополнительный символизм.
Лобков: Видимо, Владимир Владимирович этого не знал, когда сегодня разговаривал с Ангелой Меркель.
Писпанен: Какова была роль Толоконниковой и Алехиной в том вашем перформансе?
Васильев: Алехина в перформансе не участвовала, а Толоконникова была одной из участниц.
Писпанен: Тогда Pussy Riot не существовала?
Васильев: Была арт-группа «Война» и Толоконникова была одной из ее участниц.
Лобков: А что она там делала?
Васильев: Я настолько подробно не помню. Играла одну из каких-то ролей.
Лобков: Может, президент имел ввиду другое событие? Потому что в разговоре с Ангелой Меркель он уточнил, что оно было год назад.
Васильев: Год назад ничего подобного не происходило. По крайней мере, мне об этом неизвестно.
Писпанен: Как люди в супермаркете отнеслись к той вашей акции?
Васильев: Мне сложно об этом судить, потому что происходило все в считанные секунды. Кто-то столпился, охранники в основном. Никакого конкретного выражения своих чувств от людей я не помню.
Писпанен: Но после этой акции не было преследований, звонков, давления, дел о хулиганстве?
Васильев: Примерно так.
Лобков: Поражает осведомленность президента. Вам льстит, что он пристально следит за творчеством арт-группы «Война»?
Васильев: Это фрагмент биографии, но я думаю, что вряд ли мне льстит внимание от именно конкретно этого человека.