Вчера в тольяттинском деле остались только две официальные версии: «теракт» и «неосторожное обращение со взрывчаткой». Отдать предпочтение одной версии следственные органы пока не могут, ведь до сих пор не ясен мотив произошедшей трагедии.
Но на данный момент силовики установили совершенно точно: бомба была именно в автобусе и - более того - на теле одного из погибших.
- В настоящее время установлено лицо, которое, скорее всего, и причастно к совершению того взрыва, - заявил вчера глава ФСБ Николай ПАТРУШЕВ. - Останки тела говорят о том, что взрывное устройство находилось на нем. Собственно говоря, и характеристика на него тоже подтверждает, что он имеет отношение к взрыву.
Глава Федеральной службы безопасности не назвал конкретной фамилии. Но, как нам признались местные фээсбэшники, у них почти не остается сомнений, что к взрыву причастен именно бывший студент Евгений Вахрушев. Его тело было опознано последним из-за страшных увечий, поскольку он ближе всего находился к взрыву. Основная версия, к которой склоняется оперативный штаб, - случайно рванул нитроглицерин. Однако вез ли его Евгений специально или просто поднял отставленную сумку, чтобы посмотреть, - пока под вопросом.
То, что следствие по-прежнему проверяет причастность Вахрушева ко взрыву, подтверждает и тот факт, что в пятницу оперативники проверяли библиотечный формуляр Евгения. Ведь общению с людьми он предпочитал чтение - о замкнутости и скрытности Вахрушева говорят все, кто его знал.
В читальном зале Евгений зачитывался литературой о Великой Отечественной войне. Причем предпочитал повести о партизанах Василя Быкова и Константина Воробьева. Словно его манила романтика диверсионно-подпольной борьбы (о книгах из домашней библиотеки Вахрушева читайте в заметке справа).
Однако ни мать молодого человека, ни учителя, ни друзья не верят, что он мог пойти на такой шаг. Его преподаватель географии Зоя Баянова вспомнила, что мальчишка был очень послушный. Не пропускал занятия, не срывал уроков, не дрался.
- Вообще очень хорошо учился. Химию любил - у него по ней всегда были пятерки. Правда, в 9-м классе начали встречаться и четверки. Потому что, кажется, увлекся литературой...
Нам удалось найти единственного друга Вахрушева.
- Мы с ним учились в школе до девятого класса. Он общался только со мной, - вспоминает Михаил Смирнов. - Женя был такой добрый, старался всем помочь, если просят. Да, он казался очень замкнутым. Трудно было понять, что у него на уме, но в то, что он мог организовать взрыв, я не верю.
За время, прошедшее с момента расставания, Михаил успел жениться. Евгений же девушек сторонился. А потом стал избегать и старого друга.
- Мы как-то ехали на машине и увидели Женю, - рассказывает жена Михаила. - Остановились и стали его звать. А он развернулся, будто нас не знает, и пошел в другую сторону.
Странности в поведении Жени замечали и те, кто жил рядом с ним.
- Во дворе он никогда ни с кем не здоровался, - вспоминают соседи. - И ходил всегда один или с матерью.
Вчера к Надежде Вахрушевой несколько раз приезжала «Скорая». Женщине было плохо - в этот день ей выдали тело сына и сразу же повезли его на кладбище. Но не на то, где вчера хоронили четверых студентов. Проститься с ними пришел почти весь Тольятти. На похороны Жени собрались только самые близкие родственники...
КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПРЕДПОЧИТАЛ ЕВГЕНИЙ
Томики у Евгения Вахрушева в комнате - сплошь интеллектуальная литература. Такой эстетский набор есть далеко не в каждом доме. Мы посмотрели, что за издания читал бывший студент-лингвист.
Карл Гьеллеруп. Роман «Мельница». В мрачной борьбе страстей обнажается внутренняя природа человека, обреченного на зависимость от незримо присутствующих в мире таинственных и враждебных сил.
«Фарландия» - избранные произведения Константы Ильдефонса Галчинского - крупнейшего польского поэта XX века. Фарландия - это страна, где сбываются мечты... Туда попадает парочка влюбленных, оказавшихся на взорванном террористами мосту. Но: «И не грусти, не лей напрасных слез,/ И не тревожься, что взорвали мост - /В Фарландии произойдет свидание».
«Мюнхенская свобода» - сборник немецких пьес, объединенных общей темой противостояния человека тоталитарному обществу.
Эжен Ионеско. «Носорог» - философская притча о фашизме, массовом отуплении и личной свободе человека.
В Тольятти продолжается расследование взрыва в автобусе