После первых трех дней продаж компания выпускает пресс-релиз, в котором отчитывается о рекордных продажах в миллионах штук – это элемент маркетинга и PR одновременно, который должен побудить сомневающихся примкнуть к миллионам тех, кто свой выбор уже сделал.
Ни в одном пресс-релизе не указывается, что речь идет о розничных продажах – в них только указывается число проданных аппаратов. И точка. Здравый смысл или, точнее, отсутствие внимания к деталям подсказывает, что это розничные продажи. Но зачем гадать, если Apple не скрывает, как считает собственные продажи в разделе для инвесторов?
Открываем любую форму 10-Q для SEC и ищем описание того, как подсчитываются продажи. На момент написания самая свежая форма за 24 апреля 2013 года -
http://investor.apple.com/secfiling.cfm?filingID=1193125-13-168288&CIK=320193 Из финансового документа следует, что в Apple не считают розничные продажи, а учитывают отгрузки партнерам, то есть придерживаются ровно тех же норм, что и в Samsung. Вот и разрушен еще один стереотип о том, как строятся продажи Apple.
Но тут еще надо рассмотреть другой аспект игры с цифрами в пресс-релизах, например, возьмем те самые 5 миллионов Apple iPhone 5, которые проданы за три неполных дня сентября 2012 года. Возникает ощущение, что после такого старта продажи должны расти, но для Apple всегда происходит обратная ситуация – последующие недели и месяцы демонстрируют, что интерес к новинке падает, ее продажи не растут, они на меньшем уровне. Это происходило всегда, даже когда модели находились в дефиците, чем и объясняли происходящее. Для iPhone 5 никакого дефицита не было, и в 4 квартале 2012 года объем продаж Apple iPhone 5 составил 27.4 миллиона штук, тогда же 17.4 миллиона штук пришлось на iPhone 4s (данные Strategy Analytics). Получается, что в отсутствие дефицита iPhone 5 продавался в первые месяцы своего существования на уровне в 9 миллионов штук ежемесячно. Это полностью противоречит 5 миллионам аппаратов за три дня, если считать последние именно розничными продажами. Но если посчитать эти 5 миллионов как первоначальные отгрузки партнерам, то все встает на свои места – тогда никакого падения продаж нет, а объем поставок выглядит вполне логичным. Так и есть на практике.
Уверен, что найдутся те, кто не поверит в изложенное здесь, но прежде чем кричать о двойных стандартах и тому подобном, просто загляните в официальные документы Apple и прочитайте, что написано в них – многое встанет на свои места.