Промышленный концерн Schering совместно с американо-голландским концерном Oregon провел уникальное эмпирическое исследования действия противозачаточных препаратов на мужчин. Тестирование проводилось с участием 1500 человек. "Исследования проходили с использованием плацебо: многие мужчины получали препараты без действующего вещества", – объясняет профессор Эберхард Нишлаг, андролог из Института репродуктивной медицины университетской клиники в Мюнстере. Результат исследования: практически все участники жаловались на кол####ия настроения, эмоциональные взлеты и падения, которые они связывали с гормонами. "Но больше всего нас удивило то, что на побочные действия жаловались и те, кто получал плацебо", – рассказывает Нишлаг. В интимной сфере участники сообщали о двух состояниях – сверхсексуальности и сниженной сексуальности.
Это исследование наряду с другими дало еще одни результат, касающийся знаний о мужской сексуальности: и у мужчин есть критические дни, независимо от того, принимают они гормональные препараты или нет. Эта иррациональная сверхчувствительность мужчин стала одной из причин, по которой препарат не поступит в промышленное производство. Средство сокращает число сперматозоидов до нуля или до неопасного количества, составляющего около 3 млн сперматозоидов на 1 мл. Через три месяца после прекращения приема препарата репродуктивные функции восстанавливаются.
Удивительно малому количеству мужчин не понравилась форма препарата: это не таблетка, которую глотают. Для временной блокады репродуктивной функции необходима комбинация тестостерона с гестагеном. Ввести эту смесь в правильной дозировке можно только через имплант или пластырь, закрепляя действие одной инъекцией раз в три месяца. "Таблетка переворачивает репродуктивную расстановку сил. Возможно, поэтому предложенные формы оценили неожиданно высоко: даже в таких мачо-странах, как Бразилия, мужчины не имеют ничего против укола". Срабатывают те же механизмы, что и при принятии таблеток женщинами: "Здесь все связано с уровнем образования: чем больше женщин имеет образование, тем больше принимается таблеток".
Что же будет дальше? "У нас может быть множество великолепных концепций, но без производителя препарат не попадет на рынок, – говорит Нишлаг. – Возможно, найдется небольшая фирма, которая не гонится за бешеной популярностью, а хочет занять свою нишу".
Die Welt
Эльке Боддерас
19 июня 2007 года