Черный московский аист на бухарской земле
«Эта местность мне знакома, как окраина Китая!»
Иосиф Бродский
Согласно древнему мифу, к чему бы ни прикасался фригийский царь Мидас, все немедленно превращалось в золото. Выступая на прошедшей в Москве кинопремьере фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», один из авторов сценария Никита Высоцкий обратился со словами искренней благодарности к узбекскому Фонду Форуму и лично к Гульнаре Исламовне Каримовой: «Без их
(Гульнары и Фонда – Прим. авт.) участия, фильма не было бы в прямом смысле слова», - цитирует «12.UZ».
Только сдается мне, что фильм от такого прикосновения узбекской принцессы (субсидия?) не стал «золотым», скорее наоборот, как бы тут вашему покорному слуге помягче выразиться...
Возможно, отдельным профессиональным кинокритикам эта лента и понравилась, но мое личное отношение к ней крайне отрицательно. Не ожидал такого от Павла Буслова. И вот почему.
Картина начинается с леденящей душу сцены допроса. Съемки проходили не в каком-нибудь павильоне, а в взаправдашнем здании бухарского КГБ, нынешнего УСНБ, так что атмосфера вполне соответствующая. Темные подземные коридоры с камерами (так и тянет сказать – «казематы»), зарешеченные окна «допросняков» - специальных кабинетов для допросов, вестибюль с охраной и проверкой документов.
«Кто не был, тот будет, кто был – не забудет».
Следователь, полковник КГБ (артист Андрей Смоляков) на наших глазах с треском «колет» некоего типичного жуликоватого еврея, организатора «левых» концертов (Дмитрий Астрахан), чем-то неуловимо напоминающего Бориса Березовского, а заодно с ним и какую-то узбечку, билетную кассиршу. Все это со смефуечками.
Полковник с заметным удовольствием смачно изгаляется над подследственными, обнаруживая при этом наличие специфического юмора, а его жертвы, естественно, трепещут и, соответственно, «закладывают» всех кого ни попадя. При этом симпатии авторов явно на стороне обаятельного чекиста.
Российскому премьеру Владимиру Путину, для которого еще до выхода фильма в свет был организован специальный эксклюзивный показ, картина, с его слов, очень-таки понравилась. Почувствовал, наверное, что-то забытое, но родное и близкое сердцу в отдельных эпизодах. Вот бы ему самому того БАБа так прищучить!
Чуть позже выясняется, что «узбекский филиал Лубянки» задумал провести грандиозную спецоперацию по выявлению жуликов в среде организаторов «левых» концертов, проводящихся в периферийных Домах культуры. Курирует все это генерал, надо понимать, сам председатель республиканского КГБ (Шухрат Иргашев).
Выясняется, что аферистов можно изобличить всего лишь одним способом, а именно - молниеносным захватом и последующим изъятием корешков от проданных билетов. Иначе, дескать, не будет никаких вещественных доказательств. А для этого следует «заманить» на подобный концерт каких-нибудь деятелей «высокого искусства». Выбор по случайному совпадению падает на Владимира Высоцкого. Вокруг такого плана и наверчивается вся последующая интрига.
Ну не смешно ли такое, скажите мне на милость? Как бы впоследствии не охаивали советский КГБ, но то грозное учреждение никак уж не могло скатываться до подобных мелочей, которые по определению составляли удел деятельности пары зачуханных ОБХССников. Или фининспекторов.
…Против Владимира Высоцкого готовится тривиальная провокация с привлечением несметных сил оперативников, да так, что даже за автомобилями артиста и его спутников, следующих из Ташкента в Бухару, ведется наблюдение с вертолета. Ерунда, да и только!
Вот потому-то одной из главных, на мой взгляд, причин того, что фильм получился таким никудышным, является сама убогость его содержания, надуманность сценария. Неважно, как происходило на самом деле, побоку правда. Важно, чтобы зрителя захватило.
Да, действительно, один из организаторов «левых» концертов Высоцкого, руководитель ВИА «От сердца к сердцу» Александр Козырев в 1979 году получил десять лет тюрьмы за организацию выступлений популярнейшего барда в городах Улан-Удэ, Иркутск и Ташкент, причем не в каких-то «Домах культуры», а в Дворцах спорта и на стадионах. Вот это – и размах, и большие деньги! Притом специально поверху официальных афиш Амурской филармонии наклеивался анонс - «Поет Владимир Высоцкий». И никаких тебе дурацких «корешков от билетов».
Вся история, отображенная в фильме, выдумана от начала и до конца. Нет, не выступал в действительности Владимир Семенович в Бухаре и не делал там ему личный врач укол адреналина (по другой версии – кофеина) прямо в сердце. Смотрите про это документальный фильм: «Высоцкий. Последний год», ОАО «Первый канал».
Продолжение интриги сводится к тому, что друзья артиста, оказывается, по какой-то неведомой причине не захватили с собой морфина, крайне необходимого для поддержания тонуса Высоцкого. Спохватываются только тогда, когда ему становится совсем плохо прямо на сцене. Приходится срочно выписывать из Москвы одну из подруг барда, которая и должна привезти с собой коробку с ампулами. Такая фабула выглядит крайне неубедительно, прямо скажем - притянута за уши.
Ущербность сценария не позволяет по-настоящему развернуться и самым замечательным актерам.
Роли всех героев прописаны условно, схематично, даже старания великолепного Андрея Панина хоть как-то оживить образ врача оказываются тщетными. И не понять, кто они на самом деле, те спутники Высоцкого? Верные друзья или меркантильные хапуги? Полагаю, что реальным прототипам - личному врачу Анатолию Федотову, покойному артисту Всеволоду Абдулову и импресарио Валерию Янкловичу - было бы очень обидно созерцать себя такими на экране.
Теперь о другом, о главном. Как видится фильм глазами узбекского зрителя. Основной посыл картины: смотрите, мы сделали точно так, как было на самом деле. Наш Высоцкий – ну прямо живой!
Меня, к примеру, вовсе не интересует, кто именно играет роль главного героя, «специальную маску» ему на физиономию натянули или ботоксы под кожу накачали. (Не потому ли данная процедура так заинтересовала Владимира Путина?)
…Камера постоянно фиксирует отдельные мелкие детали ушедшей эпохи. Металлические части допотопного катушечного магнитофона. Блестящий «олень» на капоте «Волги» ГАЗ-21. Взлетающий самолет ИЛ-18 и так далее.
Вот он, перед вами – весь колорит прошлых времен. Верьте нам, люди! А вместе с тем…
…Звучит восточная мелодия, на экране чуть затуманенная, но легко узнаваемая панорама Самарканда. Снизу надпись – «Бухара, 1979 год». Тьфу! Только представьте, что российскому зрителю показывают набережную Невы и притом его уверяют, что это, мол, Москва. Наподобие того, как в одном из низкопробных голливудских фильмов демонстрировали притон наркоманов в храме Василия Блаженного.
Нет, Бухара – это Бухара, а Самарканд – это Самарканд, и в обоих городах вполне достаточно собственной экзотики. Тогда для чего же дурить голову зрителю? Что, «пипл схавает»?!
…Героиня в смятении чувств нанимает автомобиль от Ташкента до Бухары, чтобы быстрее довезти Высоцкому ту коробку с ампулами. На ее лице выражение крайней тревоги, предчувствие неминуемой беды.
У подрядившегося ее везти водителя-узбека (Фуркат Файзиев) на голове почему-то дурацкая кепка-аэродром, видимо, для того, чтобы можно было заранее определить в нем злодея. И вот этот «злодей» на полпути начинает домогаться несчастной героини. Нет, хоть убейте, не поверю в такое. Кто угодно, только не узбек начнет при таких обстоятельствах приставать к приезжей! Считай – к гостье. Чтобы выдумать подобное, нужно обладать уж очень извращенной фантазией.