LordKor
Активный участник
- Регистрация
- 08.08.2004
- Сообщения
- 8 960
- Реакции
- 70
- Баллы
- 48
http://www.gazeta.ru/culture/2010/01/25/a_3315968.shtml
Известный советский кинорежиссер, народный артист России, создатель наших лучших детских фильмов Леонид Нечаев скончался в воскресенье в Москве.
В воскресенье умер Леонид Нечаев - последний наш великий киносказочник. Человек, фамилию которого мало кто зал, но фильмы которого видели все.
Все. Кончилась сказка.
[...]
По распределению попал на творческое объединение <Экран>, где занимался документалистикой: сделал фильм про Гелену Великанову <Товарищ песня>, потом снимал картины о выдающемся русском певце Максиме Дормидонтовиче Михайлове, об Александре Огнивцеве, солисте Большого театра, про певицу Ларису Мондрус:
Через несколько лет не выдержал, взбунтовался.
Пришел на прием к Стелле Ждановой, возглавлявшей творческое объединение <Экран>, и с порога заявил: <Я подаю на вас в суд. У меня диплом режиссера художественного кино, а вы мне не даете снимать:>
Та отреагировала неожиданным образом - пожала плечами и сказала:
- Есть детский фильм. Возьмете?
- Возьму! - тут же ответил Нечаев, в глаза не видя сценария и не подозревая, что только что выбрал себе судьбу.
- В Минск придется ехать.
- Поеду.
- Собирайся.
И уже выходя из кабинета, новоиспеченный детский режиссер услышал за спиной чей-то шепот: <Стелла, ну ты чего? Он ведь хороший парень, за что ты его так?>
Фильм <Приключения в городе, которого нет> оказался <убитым>. Сценарий был на редкость слабым, предыдущий режиссер испортил все что можно, его сняли со съемок, но он успел выбрать почти всю смету. Сценарий кочевал из Киева в Одессу, из Одессы - на Минскую киностудию, где отродясь не снимали ничего, кроме военных фильмов, и браться за этот <подарочек> не хотел никто. В Белоруссии на Нечаева смотрели как на смертника.
<Единственное, что мне дали, так это хороший павильон и хорошего художника. И на этом все закончилось. Денег не было ни на что. Работа стояла, конца этому не предвиделось>. Нечаева спас приехавший в Минск Марк Донской: <Однажды я увидел, как в павильон вошли председатель белорусского Госкино, директор студии, председатели профкома, парткома, и среди них - Марк Донской. Я к нему подошел, поздоровался, а он говорит: <А это Нечаев! Знаете, что я этому парню поставил на экзамене? Пятерку. А я пятерки очень редко ставлю. Так что вам крупно повезло>. И на следующий день у меня уже были на площадке и краски, и рабочие, и все-все необходимое для съемок. Когда я привез готовую картину в Москву, Стелла Ивановна после просмотра надолго замолчала. А потом изрекла: <Ну-ну, все в этой жизни бывает...>
Режиссера начали воспринимать всерьез, и в качестве поощрения за спасение провального проекта подкинули сценарий пятисерийного мультфильма. <Я же ничего не понимаю в анимации!> - кипятился он, на что ему бесстрастно заявили, что мало кто понимает, а мультипликацию надо развивать.
<Я взял сценарий, почитал, вырвал несколько страничек и под названием <Приключения Буратино> написал: <Двухсерийный художественный фильм для детей>.
А потом поехал на Минскую киностудию, где снимал свою первую картину. Даю сценарий начальнику и говорю: <В Москве просили, чтобы вы поставили это в план!> Месяца через четыре фильм утвердили. Раньше проще все было между людьми>.
Второй фильм Нечаева, а по сути - первый, сделанный им от начала до конца, в Белоруссии не хотели принимать. <Безобразная картина! Ужас! Почему у вас кот без хвоста, лиса в платье, и разве может черепаха пасти лягушек в пруду?> Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий.
Но на просмотре в Москве фильму устроили овацию, а после показа по телевизору от зрителей пошли мешки (в самом буквальном смысле) писем. Нечаев в одночасье сделался модным режиссером,
Евгений Евстигнеев, поздравляя, заявил, что готов сыграть у него <любую мышь>,
и вскоре триумфатора вместе со съемочной группой вызвали к высокому начальству - директору творческого объединения <Экран> Хейсеру. Начальство поздравило с успехом и благосклонно поинтересовалось, какой фильм режиссер хотел бы сделать следующим. Режиссер, давно мечтавший снять в главной роли девочку, ответил: <Про Красную Шапочку>. Начальство милостиво покивало и велело принести сценарий на утверждение. В это время сценарист Инна Веткина, с которой он сделал свои лучшие фильмы, ущипнула его сзади до синяка, а на выходе прошипела: <Нечаев, ты дурак? Ты сказку читал? Там полторы странички - что там экранизировать?!> Растерявшийся режиссер только руками развел.
Но в тот же день глубокой ночью у Нечаева зазвонил телефон:
<Нечаев, я придумала, - сказала Веткина. - Это будет продолжение истории>.
Сценарий <Красной шапочки> они написали за 12 дней. Работали днем и ночью в буквальном смысле, доработались до того, что сценарист однажды пыталась прикурить от водопроводного крана.
Но съемки сорвались - Начаеву чуть не силой навязали съемки <взрослой> ленты <Эквилибрист> и отправили снимать в Киев. Но едва фильм был сдан, Нечаев сразу рванул в Минск - делать ленту под названием <Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки>.
Второй фильм - самый главный. Талант режиссера определяется именно им: главное - не <выстрелить>, самое сложное - удержать планку. К тому же режиссер изрядно рисковал, ведь, в отличие от <Буратино>, это была уже не экранизация, а совершенно самостоятельное произведение. К тому же столь необычное, что все очень боялись - а поймут ли дети столь вольное обращение с любимой сказкой?
И действительно, если вдуматься: ведь степень условности в этих - детских! - фильмах почти предельная.
У нас ведь до сих пор все уверены, что дети ничего тверже манной каши не юзают, им надо разжевать все-все и в ротик уложить. А тут кот без хвоста и волки без грима, внешне ничем не отличающиеся от людей. Тут песни про <на дурака не нужен нож> и <кушай, мой мальчик, пока твои зубки не превратились в клыки>. Тут люди, которые хуже волков, и матерый волк, которому наивная девчонка <влезла> в давно ороговевшую, казалось бы, душу.
Я не буду рассказывать, как дети приняли этот фильм - этими детьми были мы с вами. Все окончательно удостоверились, что Нечаев - наш лучший сказочник, и он получил карт-бланш. Все знали, что Нечаев делает фильм ровно девять месяцев, всегда укладываясь в сумму 365 тысяч рублей за двухсерийный фильм. На телевидении он стал кем-то вроде Деда Мороза -
каждый год к 1 января был готов новый детский фильм: <Примите телеграмму в долг>, <Проданный смех>, <Сказка о Звёздном мальчике>, <Рыжий, честный, влюблённый>, <Питер Пэн>, <Не покидай>, <Безумная Лори>:
Позже он вспоминал: <Те дни я до сих пор вспоминаю, как сказку. Люди работали не ради денег, а потому что испытывали постоянное желание творить. Мы тогда и в страшном сне подумать не могли, что разговор актера с режиссером может начинаться с вопроса не <что за сценарий?>, а <а сколько я получу за эту роль?>. В то время народ был проще и добрее. И никто никогда не гнался за большими гонорарами. Этуш, Басов, Зеленая, Быков, Гринько работали почти бесплатно. Прямо скажем, за удовольствие. Когда сейчас слышу, какие гонорары получают наши мнимые звезды, у меня волосы дыбом встают! Раньше у самого большого артиста была ставка 54 рубля за съемочный день. А у особо народных и заслуженных - 72 - но это уже была такая высота!
И снимались они быстро и радостно>.
И действительно - стихи к песням в его фильмах писали Окуджава, Энтин, Ким и Дербенев, музыку - Рыбников, Дунаевский и Крылатов. Он нашел и вывел на орбиту Диму Иосифова, Яну Поплавскую, сестер Кутеповых. У него снимались гениальные актеры - Рина Зеленая, Ролан Быков, Владимир Басов, Владимир Этуш, Евгений Евстигнеев, Николай Трофимов, Наталья Гундарева, Альберт Филозов, Елена Санаева, Татьяна Пельтцер, Вячеслав Невинный, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев... Да что там - проще посчитать, кто у него не снимался.
И для всех этих великих работа в детских фильмах была не приработком, не халтурой, как сейчас. Они пластались там до <полной гибели всерьез>, выкладывались дочиста. Рина Зеленая однажды повинилась на съемках: <Вы извините, что я вчера шумела. У меня просто сестра умерла>. <Понимаете, - кипятился Нечаев, - у нее умер, может быть, последний близкий человек, а она ко мне поехала! Она просто не могла сорвать съемки, физически не могла>.
И это правда - они были людьми принципиально иной конструкции.
Сегодня в принципе не возможна ситуация, когда Николай Гринько, любимый актер Тарковского, играет папу Карло или профессора в <Электронике> и выкладывается в детских фильмах так же, как в <Сталкере> или <Андрее Рублеве>. Как так - настолько реноме уронить: Но почему-то не роняли, более того - сыгранные там роли становились одними из лучших в их послужном списке.
Ведь если разобраться - тот же Нечаев всю жизнь делал телевизионные фильмы к Новому году. То же самое телеканалы делают и сегодня. Но сравнивать <Золотой ключик> с Гальцевым и Собчак и <Приключения Буратино> не будет никто - хотя бы из простой человеческой жалости к сегодняшним звездам с их гонорарами.
Нечаев никогда не делал <елки>, он снимал, как дышал, именно это было для него смыслом и целью жизни, а все остальное - средством ее поддержания. Про его знаменитую однокомнатную квартиру в Москве ходили легенды, а он в интервью позже смущенно признавался: <По деньгам я мог построить и трехкомнатную, но мне сказали: <Какая трехкомнатная? Ты ж разведен. Положена однокомнатная - и точка>. Построил однокомнатную. Она так и стояла пустая. Все, кто ездил в Москву в командировку, там останавливались. А я в Минске все время снимал жилье. Сперва на Захарова, потом напротив рынка на Веры Хоружей, а потом на Калиновского, там с семьей жил. А мне, между прочим, давали на Пулихова квартиру трехкомнатную. Говорили, оставайся, Нечаев. А мне как-то неважны были квартиры эти. Я снимал все время>.
То же самое и со всякими цацками.
Известный советский кинорежиссер, народный артист России, создатель наших лучших детских фильмов Леонид Нечаев скончался в воскресенье в Москве.
В воскресенье умер Леонид Нечаев - последний наш великий киносказочник. Человек, фамилию которого мало кто зал, но фильмы которого видели все.
Все. Кончилась сказка.
[...]
По распределению попал на творческое объединение <Экран>, где занимался документалистикой: сделал фильм про Гелену Великанову <Товарищ песня>, потом снимал картины о выдающемся русском певце Максиме Дормидонтовиче Михайлове, об Александре Огнивцеве, солисте Большого театра, про певицу Ларису Мондрус:
Через несколько лет не выдержал, взбунтовался.
Пришел на прием к Стелле Ждановой, возглавлявшей творческое объединение <Экран>, и с порога заявил: <Я подаю на вас в суд. У меня диплом режиссера художественного кино, а вы мне не даете снимать:>
Та отреагировала неожиданным образом - пожала плечами и сказала:
- Есть детский фильм. Возьмете?
- Возьму! - тут же ответил Нечаев, в глаза не видя сценария и не подозревая, что только что выбрал себе судьбу.
- В Минск придется ехать.
- Поеду.
- Собирайся.
И уже выходя из кабинета, новоиспеченный детский режиссер услышал за спиной чей-то шепот: <Стелла, ну ты чего? Он ведь хороший парень, за что ты его так?>
Фильм <Приключения в городе, которого нет> оказался <убитым>. Сценарий был на редкость слабым, предыдущий режиссер испортил все что можно, его сняли со съемок, но он успел выбрать почти всю смету. Сценарий кочевал из Киева в Одессу, из Одессы - на Минскую киностудию, где отродясь не снимали ничего, кроме военных фильмов, и браться за этот <подарочек> не хотел никто. В Белоруссии на Нечаева смотрели как на смертника.
<Единственное, что мне дали, так это хороший павильон и хорошего художника. И на этом все закончилось. Денег не было ни на что. Работа стояла, конца этому не предвиделось>. Нечаева спас приехавший в Минск Марк Донской: <Однажды я увидел, как в павильон вошли председатель белорусского Госкино, директор студии, председатели профкома, парткома, и среди них - Марк Донской. Я к нему подошел, поздоровался, а он говорит: <А это Нечаев! Знаете, что я этому парню поставил на экзамене? Пятерку. А я пятерки очень редко ставлю. Так что вам крупно повезло>. И на следующий день у меня уже были на площадке и краски, и рабочие, и все-все необходимое для съемок. Когда я привез готовую картину в Москву, Стелла Ивановна после просмотра надолго замолчала. А потом изрекла: <Ну-ну, все в этой жизни бывает...>
Режиссера начали воспринимать всерьез, и в качестве поощрения за спасение провального проекта подкинули сценарий пятисерийного мультфильма. <Я же ничего не понимаю в анимации!> - кипятился он, на что ему бесстрастно заявили, что мало кто понимает, а мультипликацию надо развивать.
<Я взял сценарий, почитал, вырвал несколько страничек и под названием <Приключения Буратино> написал: <Двухсерийный художественный фильм для детей>.
А потом поехал на Минскую киностудию, где снимал свою первую картину. Даю сценарий начальнику и говорю: <В Москве просили, чтобы вы поставили это в план!> Месяца через четыре фильм утвердили. Раньше проще все было между людьми>.
Второй фильм Нечаева, а по сути - первый, сделанный им от начала до конца, в Белоруссии не хотели принимать. <Безобразная картина! Ужас! Почему у вас кот без хвоста, лиса в платье, и разве может черепаха пасти лягушек в пруду?> Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий.
Но на просмотре в Москве фильму устроили овацию, а после показа по телевизору от зрителей пошли мешки (в самом буквальном смысле) писем. Нечаев в одночасье сделался модным режиссером,
Евгений Евстигнеев, поздравляя, заявил, что готов сыграть у него <любую мышь>,
и вскоре триумфатора вместе со съемочной группой вызвали к высокому начальству - директору творческого объединения <Экран> Хейсеру. Начальство поздравило с успехом и благосклонно поинтересовалось, какой фильм режиссер хотел бы сделать следующим. Режиссер, давно мечтавший снять в главной роли девочку, ответил: <Про Красную Шапочку>. Начальство милостиво покивало и велело принести сценарий на утверждение. В это время сценарист Инна Веткина, с которой он сделал свои лучшие фильмы, ущипнула его сзади до синяка, а на выходе прошипела: <Нечаев, ты дурак? Ты сказку читал? Там полторы странички - что там экранизировать?!> Растерявшийся режиссер только руками развел.
Но в тот же день глубокой ночью у Нечаева зазвонил телефон:
<Нечаев, я придумала, - сказала Веткина. - Это будет продолжение истории>.
Сценарий <Красной шапочки> они написали за 12 дней. Работали днем и ночью в буквальном смысле, доработались до того, что сценарист однажды пыталась прикурить от водопроводного крана.
Но съемки сорвались - Начаеву чуть не силой навязали съемки <взрослой> ленты <Эквилибрист> и отправили снимать в Киев. Но едва фильм был сдан, Нечаев сразу рванул в Минск - делать ленту под названием <Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки>.
Второй фильм - самый главный. Талант режиссера определяется именно им: главное - не <выстрелить>, самое сложное - удержать планку. К тому же режиссер изрядно рисковал, ведь, в отличие от <Буратино>, это была уже не экранизация, а совершенно самостоятельное произведение. К тому же столь необычное, что все очень боялись - а поймут ли дети столь вольное обращение с любимой сказкой?
И действительно, если вдуматься: ведь степень условности в этих - детских! - фильмах почти предельная.
У нас ведь до сих пор все уверены, что дети ничего тверже манной каши не юзают, им надо разжевать все-все и в ротик уложить. А тут кот без хвоста и волки без грима, внешне ничем не отличающиеся от людей. Тут песни про <на дурака не нужен нож> и <кушай, мой мальчик, пока твои зубки не превратились в клыки>. Тут люди, которые хуже волков, и матерый волк, которому наивная девчонка <влезла> в давно ороговевшую, казалось бы, душу.
Я не буду рассказывать, как дети приняли этот фильм - этими детьми были мы с вами. Все окончательно удостоверились, что Нечаев - наш лучший сказочник, и он получил карт-бланш. Все знали, что Нечаев делает фильм ровно девять месяцев, всегда укладываясь в сумму 365 тысяч рублей за двухсерийный фильм. На телевидении он стал кем-то вроде Деда Мороза -
каждый год к 1 января был готов новый детский фильм: <Примите телеграмму в долг>, <Проданный смех>, <Сказка о Звёздном мальчике>, <Рыжий, честный, влюблённый>, <Питер Пэн>, <Не покидай>, <Безумная Лори>:
Позже он вспоминал: <Те дни я до сих пор вспоминаю, как сказку. Люди работали не ради денег, а потому что испытывали постоянное желание творить. Мы тогда и в страшном сне подумать не могли, что разговор актера с режиссером может начинаться с вопроса не <что за сценарий?>, а <а сколько я получу за эту роль?>. В то время народ был проще и добрее. И никто никогда не гнался за большими гонорарами. Этуш, Басов, Зеленая, Быков, Гринько работали почти бесплатно. Прямо скажем, за удовольствие. Когда сейчас слышу, какие гонорары получают наши мнимые звезды, у меня волосы дыбом встают! Раньше у самого большого артиста была ставка 54 рубля за съемочный день. А у особо народных и заслуженных - 72 - но это уже была такая высота!
И снимались они быстро и радостно>.
И действительно - стихи к песням в его фильмах писали Окуджава, Энтин, Ким и Дербенев, музыку - Рыбников, Дунаевский и Крылатов. Он нашел и вывел на орбиту Диму Иосифова, Яну Поплавскую, сестер Кутеповых. У него снимались гениальные актеры - Рина Зеленая, Ролан Быков, Владимир Басов, Владимир Этуш, Евгений Евстигнеев, Николай Трофимов, Наталья Гундарева, Альберт Филозов, Елена Санаева, Татьяна Пельтцер, Вячеслав Невинный, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев... Да что там - проще посчитать, кто у него не снимался.
И для всех этих великих работа в детских фильмах была не приработком, не халтурой, как сейчас. Они пластались там до <полной гибели всерьез>, выкладывались дочиста. Рина Зеленая однажды повинилась на съемках: <Вы извините, что я вчера шумела. У меня просто сестра умерла>. <Понимаете, - кипятился Нечаев, - у нее умер, может быть, последний близкий человек, а она ко мне поехала! Она просто не могла сорвать съемки, физически не могла>.
И это правда - они были людьми принципиально иной конструкции.
Сегодня в принципе не возможна ситуация, когда Николай Гринько, любимый актер Тарковского, играет папу Карло или профессора в <Электронике> и выкладывается в детских фильмах так же, как в <Сталкере> или <Андрее Рублеве>. Как так - настолько реноме уронить: Но почему-то не роняли, более того - сыгранные там роли становились одними из лучших в их послужном списке.
Ведь если разобраться - тот же Нечаев всю жизнь делал телевизионные фильмы к Новому году. То же самое телеканалы делают и сегодня. Но сравнивать <Золотой ключик> с Гальцевым и Собчак и <Приключения Буратино> не будет никто - хотя бы из простой человеческой жалости к сегодняшним звездам с их гонорарами.
Нечаев никогда не делал <елки>, он снимал, как дышал, именно это было для него смыслом и целью жизни, а все остальное - средством ее поддержания. Про его знаменитую однокомнатную квартиру в Москве ходили легенды, а он в интервью позже смущенно признавался: <По деньгам я мог построить и трехкомнатную, но мне сказали: <Какая трехкомнатная? Ты ж разведен. Положена однокомнатная - и точка>. Построил однокомнатную. Она так и стояла пустая. Все, кто ездил в Москву в командировку, там останавливались. А я в Минске все время снимал жилье. Сперва на Захарова, потом напротив рынка на Веры Хоружей, а потом на Калиновского, там с семьей жил. А мне, между прочим, давали на Пулихова квартиру трехкомнатную. Говорили, оставайся, Нечаев. А мне как-то неважны были квартиры эти. Я снимал все время>.
То же самое и со всякими цацками.