— Если мы учитываем всю информацию, она немногочисленная сейчас, которая есть. То есть, малазийский авиалайнер летел на высоте 10 км. С помощью какого вооружения можно достать было этот самолет?
— На такой высоте есть два варианта: либо это перехват его истребителем, либо это тяжелые комплексы, такие, как С-300, С-200, которые, в принципе находятся на вооружении как Украины, так и России.
— Вы говорите, как на Украине, так и в России. Есть ли такая техника, и может ли быть такая техника у ополченцев?
— Нет, у ополченцев наличие С-300 исключено. Их просто там не существует, у них их нет. Они все по пальцам перечтены, там их просто нет. У ополченцев есть только переносные ПЗК, высотой до 3 тыс. м максимум, 3—3,5.
— Но вместе с тем недавно Ан-23 был сбит ополченцами на высоте 6,5 км.
— Там до сих пор спорят, на какой высоте он находился в момент перехвата. Потому что точно не ясно. С другой стороны, у ополченцев наблюдался еще один комплекс, который войсковой ПВО, но он также на высоте 10 тыс. м как раз не снимает. Поэтому, честно говоря, я сам затрудняюсь сейчас дать какой-либо ответ. Но я думаю, что ответ мы получим очень быстро. Как только в распоряжении экспертов появятся обломки. Потому что почти сразу можно будет определить тип оружия, которым он был сбит, если это все-таки было поражение .
— А вот "Стрела-10" могла достать этот самолет?
— Нет, повторюсь, все эти переносные ПЗК имеют ограничение по высоте. Самые современные достают до 5-6 тыс. м. Они рассчитаны на прикрытие поля боя, поэтому не нуждаются в высоте больше 5 км.
— Как самолет мог там оказаться? В зоне военных действий.
— Вы знаете, международные трассы проходят там. Я почти полностью исключаю Россию. Почему? Потому что у нас ведется боевое дежурство войсками ПВО и любой, кто там служил, знает, что в любом КП везде нанесены так называемые воздушные трассы. Существует постоянная проводка самолетов. Самолеты, которые летают регулярно, постоянно отслеживаются, они находятся в зоне постоянного внимания.
Через эту территорию, я думаю, что как вариант, вполне могли оставить высотную воздушную трассу, исходя из того, что на такой высоте никто не будет атаковать самолет. Но, честно говоря, для меня самого это удивительно. Потому что сразу выстраивают зону и самолеты проходят от нее в стороне.
— Сейчас украинские военные, в частности Дмитрий Тымчук заявляют о том, что военные Украины не обладают установками ПВО в районе, где произошла катастрофа. На каком расстоянии от места происшествия должны находится эти установки, чтобы можно было на высоте 10 км попасть в самолет?
— Если брать те средства, которые есть у Украины, то примерный радиус можно очерчивать около 100 км. То есть, С-300 примерно от 70 до 100 км, в зависимости от типа, характера цели, модернизации. И в этом случае Тымчук, мягко говоря, кривит душой, потому что там действительно располагаются зенитно-ракетные части, они даже подтягивались в этот регион, и Украина сама их демонстрировала.
— Владислав, скажите, когда и как можно определить, какая ракета, класс ракеты? Можно ли будет определить это после авиакатастрофы, и откуда она была выпущена, с какой точки на земле?
— Я думаю, что это будет очень быстро. Потому что как только будут исследованы обломки, будут получены поражающие элементы. Каждая современная ракета имеет свой тип поражающих элементов, и очень легко определить, чем ракета С-300 отличается от авиационной ракеты, которая могла быть использована. После этого можно будет уже устанавливать принадлежность. Скорее всего, можно будет обнаружить обломки самой ракеты, потому что сохраняется хвостовое оперение, и можно будет найти его и тогда можно получить заводскую маркировку, и понять, чья это была ракета, кому она принадлежала.
Совершенно не исключаю, что сейчас найдутся свидетели перехвата. Погода позволяет, насколько я понимаю. Если речь идет о поражении оружием, то, скорее всего, очень скоро найдутся свидетели. Я склонен думать, что он был сбит.
http://www.kommersant.ru/doc/2527259