DAE
Moderator
- Регистрация
- 11.07.2007
- Сообщения
- 27 197
- Реакции
- 71
- Баллы
- 48
координаты можна?)
N 51° 38.013'
E 46° 2.187'
Описание окружающей местности
Жарин бугор - так он назван на карте. В разговорах же его нередко называют еще Жаринов, а то и Жареный.
Отсюда, с высоты 199 м, глаз охватывает округу примерно на 25—30 км. На западе угадывается райцентр Татишево. Ближе хорошо видны западные и северные окраины Саратова. Центр города скрыт рельефом, но зато отлично виден Лысогорский массив, покрытый лесом. А левее можно рассмотреть и Увекскую гору. Еще левее — Волга, город Энгельс, заволжские степи. Определенно, в прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где проходила Ардабазарная торговая дорога. Видны подходы к реке со степной стороны. От зоркого глаза караула не скрылись бы недруги, направлявшиеся к первому Саратову, если он действительно стоял в свое время у устья Гуселки. Да и позже отсюда легко могли контролироваться важные тракты — Московский и Симбирский.
Почти наверняка на Жарином Бугре стояла стража и в сравнительно недавние времена, во время Великой Отечественной войны. Та, что следила за саратовским небом и называлась постом ВНОС — пункт Воздушного наблюдения, оповещения и связи. Походив по вершине и ее склонам, можно обнаружить сохранившиеся следы полевых жилищ и укрытий, в которых располагались те, кто обслуживал наблюдательные площадки, телефонные линии, прожекторные установки, а вполне возможно, и батареи зенитных орудий.
Вершина холма, на которую мы поднялись, долгое время хранила и другие следы, относившиеся к значительно более давним временам. Раскопками археологов, проведенными в 1980-х годах, выявлено, что долгое время Жарин Бугор служил нашим предкам кладбищем. Вскрыв несколько курганов, специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры среднебронзового времени, которые жили в наших краях примерно 4 тысячи лет назад. Захоронения представителей срубной культуры — это уже 3,5 тысячи лет назад. А под одним из курганов были найдены останки сармата и принадлежавшее, вероятно, ему оружие — железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже примерно 2,5 тысячи лет тому назад.
Здесь, на северо-западном склоне Жарина Бугра, летом 1926 г., знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов, которому в ту пору исполнилось 19 лет, испытывал свой второй планер "Ока-2". Этот примитивный летательный аппарат был построен за время каникул и никак не хотел парить, он только подпрыгивал и пролетал всего по несколько метров. В одном из журналов 1926 г. была помещена фотография, отображающая момент испытаний «ОКА-2». В кабине планера — Олег Антонов. А рядом — самый молодой из членов антоновского кружка, саратовец Боря Урлапов, которому тогда было всего четырнадцать лет. Позже он тоже станет известным авиаконструктором и создаст самый большой тогда в мире и самый первый грузовой планер.
Спустя год саратовские друзья Антонова, доработав кое-что в аппарате, совершат таки на «ОКА-2» семнадцать настоящих полетов. Там же, на Жарином Бугре. А молодой конструктор в это время в Ленинграде строил уже аппарат «ОКА-3», который успешно совершит 500 полетов. Причем высокую оценку планеру дает, полетав на нем, сам Валерий Павлович Чкалов, знаменитейший в то время пилот страны.
У юго-западных склонов жарина бугра находится небольшой полевой аэродром. Появился он, вероятно, осенью 1941 г., когда приказом НКО СССР была создана СВАПШ — Саратовская военно-авиационная планерная школа. Использовалось поле для учебных занятий курсантов, готовившихся к полетам с десантниками и грузами, предназначенными для доставки в тыл врага. Но в одну из ночей ноября 1942 г. на этот резервный аэродром совершила промежуточную посадку большая группа планеров. Готовилось контрнаступление под осажденным фашистами Сталинградом, и туда надо было срочно доставить антифриз, незамерзающую охлаждающую жидкость для танковых моторов. После того как самолеты-буксировщики были заправлены горючим, аэропоезда продолжили свой полет. А через несколько дней наши танки уже наносили удар по группировке фон Паулюса.
В 1953 г. у Жарина Бугра разместился учебный центр Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Здесь были оборудованы классы для теоретических занятий, щиты с обозначением зон полетов, макет аэродрома и его служб, площадки для занятий спортом.
В мае 1955 г. сюда с группой курсантов прибыл и Ю.А. Гагарин. В то время он еще учился в Саратовском индустриальном техникуме и одновременно занимался в аэроклубе. Здесь будущий первый космонавт планеты совершил первый прыжок с парашютом, выполнил программу полетов с инструктором Д.П. Мартьяновым, а 1 июля на самолете Як-18 под номером шесть совершил свой первый самостоятельный полет.
Позже на этом поле не раз проводились праздники с выступлениями спортсменов — летчиков, парашютистов, вертолетчиков, авиамоделистов.
Здесь овладевали летным мастерством Владимир Панарин и Александр Злобин, позже выступавшие на соревнованиях вертолетчиков в Англии и Франции, а в 1992 г. завоевавшие титул абсолютных чемпионов мира.
Здесь в числе инструкторов долгое время работали вертолетчицы Наталья Влачига и Тамара Амелькина. Обе — пилоты 1-го класса с налетом более 3 тысяч часов, мастера спорта. Причем первая из них научилась управлять винтокрылой машиной, когда ей было всего 16 лет, а вторая входила в состав сборной команды СССР.
Нередко у подножия Жарина Бугра тренируется преподаватель СГТУ, мастер спорта международного класса по авиамодельному спорту Леонид Александрович Фузеев, неоднократный победитель и призер национальных и европейских первенств. Его модель «Розовый пеликан» в 2002 г. признана технически самой совершенной в мире. Выступая с ней, он спустя некоторое время стал чемпионом планеты. Кстати, Фузеев руководит крупнейшим клубом юных авиамоделистов области. Здесь же тренируется и еще один мастер международного класса по спортивному авиамоделизму преподаватель СГУ Сергей Вадимович Ильин, член сборной команды России.
Источник: Д.С. Худяков. Хвалынская «кругосветка»: Книга для дорожного чтения. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006
©Sizz