Бум автомобильных продаж, накрывший Россию, заставил россиян выстраиваться в забытые было со времен развитого социализма многомесячные очереди. Причем в разряд дефицита, как и прежде, попали не предметы роскоши, а товар уже вполне широкого народного потребления — автомобиль.
И постсоветские граждане, не вполне еще забывшие уроки Страны Советов, хватают, да что там — буквально сметают с автоприлавков совсем не то, что нужно, или то, что не нужно вообще, а нередко и просто впрок.
Ботинки 45-го размера для девятилетнего пацана? Вырастет — будет носить! Совсем еще зеленые бананы? К Новому году “дойдут”! Километры туалетной бумаги? Не пропадет! А чего не взять-то, коли доллар падает, жизнь дорожает, а власти по-прежнему лишь обещают светлое будущее.
И если очередь на вожделенный Nissan Qashqai растянулась почти на год, то обезумевшие от желания немедленно вложить в колеса крепнущий рупь граждане кидаются на более доступные Kia Sportage или, скажем, Chevrolet Captiva. О чем, возможно, довольно быстро пожалеют...
Рейтинг. Великий и ужасный
...Особенно если ознакомятся со свежими иностранными рейтингами надежности автомобилей, продававшихся в течение последних трех лет. Скажем, согласно одному американскому исследованию, российская вера в качество и надежность таких марок, как VW и Mercedes-Benz, должна быть однозначно, немедленно и безоговорочно подорвана. И вложение денег в продукцию этих фирм (даже при условии отсутствия очередей и резкого снижения цен) необходимо признать полной бессмыслицей. А все потому, что надежность авто от этих брендов ниже среднестатистической надежности всех марок автомобилей, представленных на американском рынке — на 40% и 57% соответственно. Хотя если верить аналогичному немецкому рейтингу от такой уважаемой структуры, как Государственная служба контроля за техническим состоянием автомобилей (TUV), то не все “мерсы” одинаково ненадежны. Например, у моделей А-класса, SLK и SL процент поломок значительно ниже среднего, а S-класс пусть и превосходит его, но на жалкие 0,3%. А “народные вагоны” так и вовсе признаны вполне надежными средствами передвижения.
Не порадуют американцы и поклонников легендарной марки Land Rover. Ее надежность просто пугает: она на 153% ниже среднего. Немецкие исследователи с этим, кстати сказать, согласны. Модель Freelander в их списке также на последних ролях, показывая процент поломок вдвое выше среднего.
Впрочем, причин задуматься о целесообразности приобретения той или иной модели хватит и у граждан, чьи кошельки могут позволить себе только бюджетные транспортные средства. Так, популярные в России модели от Chevrolet за океаном не в почете: индекс надежности составляет –32% (немцы эту марку вообще не рассматривают). Чуть лучше обстоят дела у Kia: показатели бренда лишь на 9% ниже средних, хотя дотошные германцы утверждают, что если модель Sorento ломается реже среднестатистического уровня, то Carnival буквально сыплется на ходу.
А вот поклонники “японцев” (кроме Suzuki c ее –22%) могут нести в автосалоны свои кровные без опаски.
Скажем, Honda надежнее среднего уровня на 48% (1-е место в списке), Subaru и Toyota — на 38% (4-е и 5-е места), Mitsubishi — на 31% (8-е место), Mazda — на 8% (17-е место), Nissan — на 1% (21-е место). Могут не опасаться проблем с качеством приверженцы Ford: автомобили популярнейшего в России бренда превосходят среднестатистические показатели на 16% (13-е место). Весьма востребованный у нас Hyundai радует плюсовыми 12% (15-е место). И, между прочим, эти данные вполне сопоставимы с немецкими, хотя, например, Hyundai Аccent, по мнению специалистов TUV, незначительно, но превышает средний процент поломок.
Понятно, что стопроцентную аналогию с машинами, продающимися у нас, проводить не стоит. “Японцы” для Америки, скажем, почти все собираются в Америке, а для Европы — в Европе и собственно в Японии. В то время как многие “американцы”, бегающие по нашим дорогам, являются таковыми лишь по названию, а “корейцев” российской сборки в неметчине днем с огнем не сыскать. И тем не менее определенные выводы при покупке авто сделать стоит.
Выбираем по Фрейду?
Хотя стоит ли? Ведь для чего составляются все эти списки “самых”: продаваемых, надежных, практичных, популярных у тех или иных возрастов, полов и меньшинств? Неужели и вправду для поддержания интереса и роста продаж? Мол, раз люди берут, значит — машина хорошая: за всякой дрянью народ давиться не будет.
Может, оно и так. Но много ли вы знаете людей, купивших авто, ориентируясь на его место в рейтингах? И кстати, в каких именно — популярности, надежности и т.д.? Да и можно ли доверять рейтингам? А если да, то каким именно? Стоит ли, к примеру, покупать Toyota Yaris, признанный американским изданием Gaywheels лучшим автомобилем для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (и признанный немецким TUV вполне надежным авто)?..
Кому вообще верить, если авторитетные источники оценивают один и тот же бренд диаметрально противоположным образом? Скажем, популярный у американцев журнал Consumer Reports считает Mercedes-Benz одной из самых ненадежных марок, а известное консалтинговое агентство J.D. Power and Associates, напротив, называет этот бренд в числе самых надежных. И те и другие опрашивают громадное число автовладельцев, но то ли фокус-группы у них разные, то ли автомобили.
А судьи кто?
Вызывает сомнение и качество оценки. Например, тот же Consumer Reports, на протяжении многих лет отдававший предпочтение автомобилям “Toyota Motor” и безоглядно рекомендовавший к приобретению буквально все модели, неожиданно спохватился. Авторы последнего отчета, где этот японский производитель опустился на пятое место по общей надежности, посыпают голову пеплом и обещают подходить к своей работе с большим вниманием, детально изучая “каждую модель по отдельности, пока качество “Toyota” вновь не станет идеальным”. А вот британский журнал “Planet 4x4” недавно провел собственное масштабное исследование, дабы выявить самый практичный внедорожник. И “самым-самым” оказался провалившийся в американских и немецких рейтингах Land Rover. Ведь аглицким джентльменам присуждать первенство иностранному бренду, согласитесь, непатриотично.
А что же Россия? Раз уж речь зашла о внедорожниках, то авторы этой заметки сошлются на собственный опыт членов жюри конкурса “Внедорожник года”. Организаторы постарались на славу. Количество номинаций примерно соответствовало числу участников (а оценивать пришлось едва ли не все доступные на тот момент в России машины с полным приводом). В результате практически все заявленные автомобили получили первое место! Один оказался самым красивым, другой — самым экономичным, третий — самым проходимым и т.д.
Автомобилестроители остались довольны, а организаторы получили благовидный предлог для рекламной поддержки. В общем, в выигрыше остались все. Кроме, наверное, членов “большого жюри”, то есть простых автолюбителей, которым в этом павлиньем разноцветье первых призеров вряд ли удалось вычленить наиболее подходящее для себя авто.
Александр Ростарчук, Андрей Цыбульский
"Московский комсомолец"