При СССР много чего не было в СМИ... Например при испытании ядерного оружия на полигоне Тоцкие лагеря в Оренбургской области по соседним областям не передавали в метео направление ветра населению, чтобы те, кто каким то образом узнал через кого-то о самом факте испытаний, не парился по поводу накроет ли их радиактивный след или нет...
Вот ещё один факт, который умалчивали в СССР... Много букв, но стоит прочитать:
"ПОСЛЕ ТОГО КАК СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР БЕЛЕНКО УГНАЛ В ЯПОНИЮ НОВЕЙШИЙ СОВЕТСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МиГ-25п, ЕГО ЖЕНА ЕЩЕ ТРИ МЕСЯЦА ПОЛУЧАЛА В ГАРНИЗОНЕ ЗАРПЛАТУ МУЖА"
Непосредственный участник событий 32-летней давности -- опытный летчик, полковник в отставке киевлянин Анатолий Мазур рассказал "ФАКТАМ" свою, отличную от официальной, версию произошедшего инцидента
Александр ГОРОХОВСКИЙ "ФАКТЫ"
Истребитель МиГ-25п, на котором выполнял учебный полет старший лейтенант Виктор Беленко, исчез с радаров 6 сентября 1978 года. И только через двенадцать часов, ночью 7-го, стало известно, что он приземлился на японском аэродроме Хокадате. Долго этот случай, как и другие инциденты подобного рода, которые с середины шестидесятых стали в Советском Союзе явлением нередким, рассматривали как угон самолета. Говорят, среди летчиков в то время даже ходила байка, якобы еще во время войны во Вьетнаме американцы вели пропаганду: кто угонит в США новейший советский истребитель, получит вознаграждение в 100 тысяч долларов. Вот, дескать, и стараются некоторые сомнительные личности разбогатеть, предав Родину. То же поначалу говорили и о Беленко. Но, как позже оказалось, в том угоне все было не так однозначно. И недаром из всего множества подобных происшествий полет Беленко и сегодня отмечают особым образом.
"На носу возвращенного МиГа японцы мелом написали: "Каменный век"
-- Читал, что угон самолета старшим лейтенантом Виктором Беленко стоил Советскому Союзу два миллиарда рублей. В такую сумму якобы обошлось переоснащение армии и флота и гражданских служб новой системой опознавания "свой-чужой" (старая оказалась в руках японцев, так как ею был оборудован угнанный самолет). Правда ли это?
-- Со временем эта история стала обрастать множеством слухов, -- рассказывает Анатолий Мазур, -- в правдивости которых мне как очевидцу тех событий можно усомниться. Думаю, кому-то было выгодно, чтобы появились слухи и домыслы, -- нужно было скрыть истинный смысл случившегося. И эти кто-то, вполне вероятно, находились не за океаном, а в Союзе!
А насчет материального ущерба, то цифра, которую вы называете, сильно преувеличена. Конечно, определенные проблемы опознавания создала потеря системы. Но тогда быстро нашли временный и эффективный выход. Если раньше на запрос "свой" летчик должен был дать условный сигнал в эфир, то теперь он должен был молчать. Кто отозвался -- враг. К тому же системы опознавания в то время часто менялись. И дело здесь не в угоне самолетов. На смену старым приходили новые, более совершенные. И угон самолета Беленко, как я узнал позже, пришелся на тот период, когда назревала замена старой системы опознавания. Это косвенно подтвердили и японцы, когда спустя полгода вернули в Союз угнанный истребитель. На носу машины, где устанавливалось радиолокационное оборудование, мелом большими буквами было написано: "Каменный век"! В это же время от одного знакомого военного инженера, разрабатывавшего подобные системы, я узнал, что новая, более эффективная, уже давно разработана, но ее внедрение тормозилось по неясным причинам. Угон самолета ускорил решение вопроса. Случайно ли такое совпадение? Возможно, МиГом могли пожертвовать ради того, чтобы ввести вероятного противника в заблуждение относительно нашей отсталости. Хотя это лишь предположение... Между тем реальные загадки начали появляться с самого начала прибытия Беленко в авиационную часть.
"В телеграмме о переводе Виктора Беленко был подделан код"
-- Вам приходилось с ним встречаться?
-- Более того, я лично принял его на службу в нашу часть! В то время я был в звании полковника и занимал должность начальника отдела боевой подготовки и боевого применения авиации армии ПВО. И вот по спецканалу мы получили телеграмму о том, что из Ставрополья в боевой полк просится на службу инструктор училища Беленко. Тогда такие переводы считались обычным делом. Никаких подозрений не возникало, но, как выяснилось позже (об этом мне рассказали сотрудники КГБ), в той телеграмме не все было чисто. Обычно такие переводы летчиков санкционировала Москва, и поэтому на телеграммах должен был стоять условный код Москвы. На той телеграмме он тоже был, но на самом деле документ посылали не из столицы, а из ставропольского училища. Кому нужно было идти на риск и фальсифицировать код, остается загадкой.
-- А сам Беленко у вас не вызвал никаких подозрений?
-- Он меня удивил. К тому времени я был опытным летчиком, принимал на службу многих офицеров. Еще тогда отметил, что из общей массы Беленко выделялся чрезвычайной аккуратностью, глубокими знаниями, четкими ответами на вопросы. Во время того короткого разговора у меня промелькнула мысль: "Такими правильными летчики не бывают..." Складывалось впечатление, что его хорошо натаскали. Смутила и еще одна вещь. В то время шла волна "омолаживания" командирского состава боевых истребительных подразделений. Беленко же слишком поздно попал в боевую часть, чтобы в перспективе получить в ней командирскую должность. Ему светило лишь продвижение по штабной работе, но это в перспективе означало отказ от полетов. Я обрисовал ему эту картину, однако летчика это не смутило. Еще, помню, удивился: просится летать, но понимает, что от этого надо будет вскоре отказаться... Как бы там ни было, старшего лейтенанта Беленко приняли в полк, где он стал осваивать новую для него технику -- истребители МиГ-25. Так прошел почти год, и вспомнить о старшем лейтенанте пришлось осенью 1978 года...
-- В это время, как известно, на Дальнем Востоке с проверкой был сам маршал авиации Савицкий.
-- Маршал Савицкий прибыл с многочисленной группой офицеров. Причем проверка оказалась для нас неожиданностью. Обычно такие вещи согласовывают загодя, составляют план, готовят часть. А тут все произошло мгновенно. К тому же маршал прибыл в Приморье, минуя штаб армии, что само по себе странно. Спустя годы у меня появилось небезосновательное предположение, что появление Савицкого и угон самолета Беленко -- не простое совпадение. Проанализировав факты, я предположил, что маршал прибыл на Дальний Восток, чтобы проследить выполнение особого задания. Но какого?
На момент прибытия Савицкого у нас в части не намечалось никаких полетов. Но утром 6 сентября командующий армии ПВО поставил мне задачу немедленно вылететь в Приморье для руководства боевыми стрельбами. Полк самолетов МиГ-25п впервые выполнял стрельбы по воздушным мишеням. На высоте полета мишеней была облачность, и летчики не могли вести прицельную стрельбу. Тогда я принял решение прекратить стрельбы, а проводить полеты согласно плану боевой подготовки. Беленко, только что вернувшийся из отпуска, должен был совершить контрольный полет на учебно-боевом самолете и только после этого летать самостоятельно, чтобы отрабатывать технику пилотирования. И тут стали происходить поистине необъяснимые вещи.