Казахстан может прекратить членство в Евразийском экономическом союзе, сообщают "Ведомости" со ссылкой на агентство Tengri News. Такое заявление, по данным агентства, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал во время своего интервью телеканалу "Хабар".По словам Назарбаева, это произойдет в том случае, если не будут выполняться правила, установленные в договоре. Президент подчеркнул, что Казахстан не будет находиться в составе организаций, которые представляют угрозу его независимости, сообщают "Ведомости". "Наша независимость - это наше самое дорогое сокровище, за которое боролись наши деды. Во-первых, мы никогда не сдадим нашу независимость, и во-вторых, мы сделаем все возможное, чтобы защитить ее", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Заявление президента Казахстана прозвучало на следующий день после выступления Владимира Путина на молодежном форуме "Селигер", где он заявил о том, что Казахстан создан на территории, на которой никогда не было государства. По словам Путина, Нурсултан Назарбаев "совершил уникальную вещь - создал государство на территории, на которой государства не было никогда".
Это не первое "скользкое" заявление, отпущенное за последнее время в адрес Казахстана. Несколькими днями ранее, в интервью радио "Эхо Москвы" лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил "разобраться с Казахстаном" после Украины, поскольку там "тоже наблюдаются русофобские настроения".
Реализует ли Назарбаев свои угрозы, или нет, не известно. Однако понятно, что Назарбаев, будучи асом большой политики, никогда не говорит чего-либо просто так. Заявление же о возможности выхода из союза было сделано им публично, из чего можно сделать вывод, что такая возможность, так или иначе рассматривается. Нельзя исключать и того, что оно было сделано с целью добиться от России каких-то политических уступок. Однако в любом случае, даже намеки на подобные шаги, в нынешней ситуации не сулят Москве ничего хорошего.
Евразийский экономический союз считается одним из главных политических и экономических достижений Кремля на постсоветском пространстве. С выходом из него Казахстана идея союза автоматически дискредитируется, исключая присоединение к нему новых членов.
Не менее интересно и то, что получит и что потеряет от возможного выхода из Евразийского экономического союза сам Казахстан. Совершенно очевидно, что в этом случае он по собственной воле или помимо ее, будет втянут в орбиту интересов одного из двух крупнейших мировых игроков - Китая или США.
На сегодняшний день США и Китай контролируют практически более половины нефтедобывающего комплекса Казахстана. На долю Соединенных Штатов приходится более 40% казахстанского ТЭК, а Китая - более 20%.
Начальной точкой сотрудничества Казахстана и американских нефтяных компаний считается 6 апреля 1993 г., когда был подписан "контракт века" сроком на 40 лет с Chevron. Сегодня эта американская компания ведет добычу нефти на Тенгизе, Кашагане, Карашыганаке. Так же на казахстанском рынке присутствуют и другие ведущие американские компании, такие как ExxonMobil (Тенгиз, Кашаган), ConocoPhillips (Кашаган).
Что касается Китая, то он так же основательно вложился в казахстанский ТЭК, являющийся основой экономики страны. В 2009 г. в обмен на кредит в $10 млрд. Китай получил один из главных активов в казахском нефтяном секторе, на который претендовала "Газпром нефть", - 49% компании "Мангистаумунайгаз" (ММГ), а также потенциальный доступ к урановым месторождениям. Получив контроль почти за четвертью всех казахских энергоресурсов, Китай обеспечил и маршрут транспортировки нефти в виде нефтепровода Казахстан - Китай (до 20 млн т в год).
В то же время, в отличие от американского экономического проникновения, китайская экспансия в Казахстане воспринимается весьма неоднозначно. Разговоры о "китайской угрозе" в Казахстане можно услышать практически на всех уровнях.
Корни этих опасений уходят в XVIII в., когда Цинская империя уничтожила Джунгарское ханство, на месте которого теперь находится Синьцзян-Уйгурский автономный район. Геноцид джунгар (ойратов), соседей и давних соперников казахов, заставила последних добровольно уйти под крыло России.
Единственной возможностью препятствования экономическому (а возможно, и политическому) поглощению Китаем, для Казахстана являются альянсы с другими крупными игроками. Прежде всего, США и Россией.
Если Казахстан выйдет из Евразийского экономического союза, в роли такого противовеса будут выступать только США, с которыми Астана поддерживает довольно теплые отношения. Американское присутствие в Казахстане значительно превосходит российское, в связи с чем ослабление связей с Россией не приведет к моментальной китаизации страны. Освободившаяся ниша довольно быстро будет занята Соединенными Штатами. Очевидно, что именно они, по мнению казахстанского руководства, будут выступать гарантом экономической и политической безопасности страны. Так, некоторое время назад в Вашингтоне военными ведомствами Казахстана и США был подписан план сотрудничества.
Интерес Соединенных Штатов к Казахстану не ограничивается одними только его природными ресурсами. Казахстан становится одним из элементов стратегией создания Большой Центральной Азии — территории, начинающейся от Афганистана, проходящей через страны Центральной Азии до Ближнего Востока. В частности использование США и НАТО аэропорта Алматы, позволяет осуществлять полеты на территорию Афганистана, а также наблюдать и собирать разведывательную информацию о китайских ядерных объектах.
Этого вполне достаточно для того, чтобы США гарантировали Казахстану противодействие экспансии Китая. Возможное устранение России из числа друзей Астаны получит непременное одобрение в Вашингтоне, так как сузит число потенциальных конкурентов в борьбе за казахстанские ресурсы до одного Китая.