xVirg
Участник
- Регистрация
- 28.09.2006
- Сообщения
- 2 083
- Реакции
- 0
- Баллы
- 36
Во время аварии погнулись передние сиденья. Начал искать инфу по этому вопросу и вот что нарыл.
Результаты таковы, что для сидений Ваз-2106, 2109, Газ-3110, "Рекаро"N-Joy, соттветственно, максимальная нагрузка, при которой сидение разрушается, кгс, составляет 90,80, 200 и Более 280 при норме по технике безопасности 89.
За Рулем 2000, 4
Садясь в кресло "Самары", вы рискуете никогда с него не встать.
ЛУЧШЕ СЯДЬ, А ТО УПАДЕШЬ
Так говорят, когда хотят сообщить какую-нибудь сногсшибательную новость. Вот и вы, уважаемые читатели, займите, пожалуйста, соответствующее положение. Причем владельцы ВАЗ-2109 – желательно не в машине. Лучше дома на прочном диване. Так спокойнее.
Речь пойдет о результатах испытаний автомобильных сидений, из которых следует, что кресла вазовских "девяток" могут быть опасны для жизни. Вздрогнули? А теперь долой эмоции – и обо всем по порядку.
От аварии не застрахован никто. Но случись такое, каждый из нас хотел бы уцелеть. Подушки безопасности, ремни и тому подобные средства, конечно, великое дело. Однако в ряде случаев единственный спасательный круг – сиденье вашего автомобиля. Примеры хорошо известны: при ударе сзади остается надеяться только на прочность спинки и подголовника. Поэтому давайте на время забудем о комфорте, эргономике, внешнем виде кресел (ЗР, 2000, № 1) и поставим во главу угла нашу жизнь.
За почетное звание самого безопасного в нашем тесте сразились четыре претендента. Честь отечественного автопрома защищали, пожалуй, самые распространенные на сегодняшний день сиденья: ВАЗ-2109, ВАЗ-2106, ГАЗ-3110. Им противостоял один из мировых лидеров – немецкая компания "Рекаро" с относительно недорогой моделью N-Jоу. Вся четверка, включая иностранца, конструктивно схожа – никаких излишеств. Механизм регулировки наклона спинки, выдвижной подголовник, тканевые обивки. Вот, пожалуй, и все: салазки, детали крепления к полу автомобиля в испытаниях не участвовали. Кресла новые, приобретены в розничной торговле. Подлинность их происхождения и соответствие нормам безопасности подтверждены соответствующими сертификатами.
В КАМЕРЕ ПЫТОК
Одного взгляда на оборудование для испытаний хватило, чтобы понять – сиденьям не жить. Мощные тросы, блоки, механизмы натяжения, захваты – все это хозяйство вызывало аналогии со средневековой дыбой.
Первый тест – проверка прочности по 17-му правилу ЕЭК ООН. Он состоит из двух частей. Сначала к спинке сиденья прикладывают момент 37,3 кгс.м, точно так же нагружают и выдвинутый наполовину хода подголовник. При этом перемещение последнего не должно превышать 102 мм. Предварительную фазу четверка преодолела без проблем. Но вот дальше… Не снимая преднатяга со спинки, подголовник начинают дожимать. Нормы считаются выполненными, если сиденье не сломается под нагрузкой 89 кгс. Изделия ГАЗа и "Рекаро" держатся уверенно, "шестое" кресло тоже не сдается. А вот "девятое"… хрусть – и спинка пополам! На динамометре – 80 кгс. Как, одно из самых массовых сидений не соответствует требованиям безопасности? Не может быть. Впрочем, выводы потом.
Советуемся со специалистами и решаем – оставшуюся тройку мучаем до слома. Тому есть резон. Во-первых, узнать запас прочности. А во-вторых… ходит в узких кругах мнение, что 17-е правило на сегодняшний день слишком уж либерально и нужны нормы пожестче.
Словно в подтверждение тому при нагрузке 90 кгс развалился каркас сиденья "шестерки". Ну здесь-то после полного провала "девятого" придираться не стоит. От ветерана с изрядно устаревшей конструкцией ждать рекордных показателей не приходится. Стандарту соответствует – и на том спасибо.
Состязания продолжаются. Кто следующий? Немец, стервец, бьется с "дыбой" как богатырь. Нижегородцы, миленькие, не подкачайте. Поскрипывают блоки, тросы, кажется, вот-вот начнут звенеть. Стрелка динамометра лезет вверх: 100, 150, 200 килограммов… Бац, последний из наших сошел с дистанции – механизм регулировки наклона спинки не выдержал нагрузки. Но все равно – браво! Более чем двукратный запас прочности: сиденья "Волги" будут до последнего бороться за вашу жизнь.
А что "Рекаро"? Кресло освободили от пут за явным преимуществом. Оно выдержало 280 кгс, как говорится, не дрогнув мускулом, а прекратили его "давить" дальше вовсе не из жалости. Просто по ходу дела возникла новая идея. Если западный конкурент такой стойкий – получай суперфинал!
Меняем орудие пытки: "Рекаро" ожидает испытание подголовника на удар. Прямо по темечку его должны шмякнуть здоровенной железной штуковиной, напоминающей одновременно и молот, и пресс. Суть теста – оценить жесткость подголовника, а если точнее – его травмобезопасность для головы заднего пассажира. Замеряется ускорение. Оно должно быть не выше 80 g в течение 4 мс (g – ускорение свободного падения 9,8 м/с2). Размах, удар и снова "немец" на высоте – 51 g вполне достойный результат. Для сравнения приводим аналогичные показатели и для отечественных сидений (см. табл.). Их взяли из протоколов сертификационных испытаний – наши сломанные образцы для участия в суперфинале были уже не пригодны.
ОСТАВЬ НАДЕЖДУ ВСЯКИЙ В НЕМ СИДЯЩИЙ?
А теперь – выводы. Речь пойдет о лидере и аутсайдере, с остальными, вроде бы, все ясно. Посмотрите внимательно на фотографии. "Девятое" сиденье и немецкий N-Jоy в общем-то похожи. Подголовники, спинки, нижние подушки, боковые поддержки. Почему же в классической модели "Рекаро" удобно так, что вставать не хочется, тогда как в нашем, с позволения сказать, аналоге донимают боли в спине, а в поясницу упираются какие-то железки. Разница в цене? Да, она велика – 500 долларов против 2000 рублей. Но, сдается, за свои кровные "деревянные" наши люди достойны лучшей участи. Ладно, плюнем на комфорт. Жить-то всем хочется: почему же прошедшее обязательную сертификацию "девятое" кресло на деле не укладывается в нормы безопасности? Исключение одно из тысячи, да и вообще куплено в магазине запасных частей? Как бы не так! Только в отделе испытаний журнала "За рулем" стоят два таких же сиденья с изломом в том же месте (одно из них на фотографии в начале статьи). Оба сняты с товарных автомобилей, а развалились на пустом месте – под весом тела водителя. Мало? Вот еще примерчик. Один из сотрудников отдела полгода провел в гипсовом ошейнике. Травма шейных позвонков получена в результате далеко не самого сильного удара в корму его автомобиля. Модель машины… Угадали – ВАЗ-2109. Старожилы журнала припомнят еще массу похожих случаев.
Да, мы можем дать вам совет, как обслужить или починить автомобиль. Но когда речь идет о безопасности, никто не возьмет на себя смелость указывать, в какое место каркаса сиденья надо пришпандорить швеллер, а куда приварить косынку. Это забота не журналиста, а завода.
Остается констатировать – лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Копите, ребята, на "фирму". Установить в любую машину – без проблем, соответствующие салазки поставщик прилагает. Судьба "девятых" сидений? Вот очередной призыв в пустоту, то бишь к заводу: надо что-то делать, причем срочно! В цивилизованных странах практикуется мероприятие, называемое отзывом автомобилей. Но это не наш случай.
Результаты таковы, что для сидений Ваз-2106, 2109, Газ-3110, "Рекаро"N-Joy, соттветственно, максимальная нагрузка, при которой сидение разрушается, кгс, составляет 90,80, 200 и Более 280 при норме по технике безопасности 89.