Обращение в независимость
Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Президент Дмитрий Медведев подписал соответствующие указы, о чем сообщил в специальном телеобращении к гражданам России. Российский лидер объяснил решение невозможностью для жителей непризнанных республик оставаться в составе Грузии. В Тбилиси решение Москвы назвали аннексией, а на Западе посыпались резко осуждающие комментарии.
Россия окончательно признала независимость двух непризнанных республик – Абхазии и Южной Осетии. Вслед за Государственной думой и Советом федерации президент Дмитрий Медведев подписал соответствующий указ. Решение главы государства было принято после внеочередного заседания Совета безопасности России, а объявил о нем Медведев впервые за время своего президентства в специальном телеобращении к гражданам России.
Для участия в Совете безопасности во вторник в сочинскую резиденцию «Бочаров ручей» прибыли премьер-министр Владимир Путин, главы обеих палат российского парламента, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, министр иностранных дел Сергей Лавров и главы силовых ведомств. На встрече обсуждалась одна тема – ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии, сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.
Сразу же после совещания в эфире федеральных телеканалов в 15.00 было показано обращение Медведева.
Исходя из сложившейся ситуации, необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии», – заявил Медведев.
«Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей», – заключил президент.
В своем выступлении президент напомнил об августовских событиях, указав, что именно Грузия начала обстрел Цхинвали в ночь на 8 августа. Медведев напомнил, что это не первая попытка со стороны Тбилиси установить контроль над республиками. «В 1991 году президент Грузии Гамсахурдия с призывом «Грузия для грузин» – только вдумайтесь в эти слова – приказал штурмовать Сухум и Цхинвал. Тысячи погибших, десятки тысяч беженцев, разорённые села – вот к чему тогда это привело. Именно Россия в тот момент остановила истребление абхазского и осетинского народов. Наша страна стала посредником и миротворцем, добиваясь политического урегулирования. При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии», – напомнил Медведев.
Из слов президента России выходило, что именно Грузия дала повод Кремлю на отказ от принципа территориальной целостности, которого ранее придерживались в Москве. «Грузинское руководство выбрало другой путь. Срыв переговорного процесса, игнорирование достигнутых договоренностей, политические и военные провокации, нападения на миротворцев – все это грубо нарушало режим в зонах конфликта, установленный при поддержке ООН и ОБСЕ», – перечислил Медведев. «Сейчас понятно: мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило. Грузинское руководство методично готовилось к войне, а политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности», – обвинил президент грузинскую сторону.
Сообщив о подписанных указах, Медведев сослался на то, что накануне в Москве прошли внеочередные заседания Совета федерации и Государственной думы. На них сенаторы и депутаты единогласно проголосовали за обращение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, президент напомнил о неоднократных референдумах о независимости двух республик (до сих пор Россия предпочитала их не замечать) и обращениях президентов Эдуарда Кокойты и Сергея Багапша.
Грузия отреагировала на заявление Медведева практически мгновенно. Через пятнадцать минут после обращения российского президента замминистра иностранных дел Грузии Гига Бокерия назвал это решение аннексией грузинских территорий.
«Это открытая аннексия этих территорий, которые являются частью Грузии», – сказал дипломат, которого цитирует Reuters.
Великобритания оказалось первой страной, высказавшейся на эту тему. Лондон категорически отказался поддержать решение Москвы. В британском министерстве иностранных дел агентству Reuters объяснили, что этот поступок «идет вразрез с обязательствами, которые Россия приняла на себя по резолюции Совета Безопасности». «Это ничего не даст для улучшения перспектив достижения мира на Кавказе», – заявили в ведомстве.
Между тем из Цхинвали уже поступают сообщения о начавшихся в Южной Осетии народных гуляниях в честь решения Медведева.
Эксперты «Газеты,Ru», впрочем, уверены, что решение Медведева вряд ли существенно поменяет расклад сил. «Будут попытки изолировать Россию, и сделать вид, что все недовольны, при реальном сохранении статус кво. Первая реакция Запада окажется крайне негативной, эмоциональной и раздраженной.
Россия действовала быстро и не принимая в расчет просьбы ЕС, НАТО, США, личные просьбы Буша», - предположил в разговоре с «Газетой.Ru» директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин.
По его мнению, само по себе решение Кремля двусмысленно. С одной стороны, «Москва поступила по-своему последовательно и логично, в русле той политики, что проводила последние 2 недели, - отметил политолог, - Западу придется признать, что у России теперь есть собственная внешнеполитическая логика, и непоследовательность, которая наблюдалась в этом вопросе (непризнанных республик на территории Грузии - «Газета.Ru), пятнадцать лет преодолена». В то же время, по мнению Злобина, Россия отказалась от принципов международного права, которые активно защищала. «Теперь возврат к старой мировой системе, к остаткам ялтинских договоренностей 1946 года будет уже в принципе невозможен, и это колоссальная историческая ответственность Медведева». – заключил эксперт.
«Все наши шаги, начиная от ввода частей 58-й армии в ЮО и заканчивая признанием республик, были вынужденными, - заявил в свою очередь «Газете.Ru» глава института стратегических оценок Александр Коновалов, - экономически Южная Осетия и Абхазия всегда сидели на нашем бюджете, но мы упорно называли их непризанными республиками, потому что у нас был принцип - нерушимость границ». По мнению политолога, за отказ от этого принципа России придется заплатить многим.
«Наша позиция по Косово становится просто незащитимой. Что еще более важно, мы закладываем мину замедленного действия под весь Северный Кавказ и российский федерализм.
Кавказ - это тикающая бомба, и если Россия может признать Южную Осетию и Абхазию, то почему кто-то не может признать при случае Чечню, Ингушетию или Кабардино-Балкарию», - задается вопросом Коновалов.