Кстати о ВТБ:
ВТБ слил водку — 21.12.09 19:38 —
ТЕКСТ: Ольга Алексеева, Глеб Климентьев
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Банк ВТБ продал контрольные пакеты 11 алкозаводов, включая столичный «Кристалл». Покупатель не называется, но участники рынка говорят, что им стал бизнесмен Василий Анисимов. Фактически сделка означает возвращение этих заводов под управление «Росспиртпрома», которому ранее пришлось расстаться с ними за долги.
Банк ВТБ расстался с непрофильными активами, продав контрольные пакеты 11 алкозаводов. ВТБ ранее получил эти акции от «Росспиртпрома» в счет погашения долга в размере 5 млрд рублей. Нового владельца получили московский завод «Кристалл», Астраханский ликеро-водочный завод, «Бахус», «Брянскспиртпром», Великоустюгский ликеро-водочный завод, Иткульский cпиртзавод, «Люкс», «Мордовспирт», «Пензаспиртпром», Череповецкий и Ярославский ликеро-водочные заводы.
ФГУП «Росспиртпром» был создан в 2000 году для управления всеми находящимися в госсобственности предприятиями-производителями спиртовой и ликероводочной промышленности. Однако это управление... Банк не называет покупателя и стоимость сделки. Еще весной глава банка Андрей Костин говорил о намерении «без убытка» продать алкогольные активы. Ранее сообщалось, что ВТБ достиг принципиальной договоренности о продаже заводов структурам совладельца «Металлоинвеста» и Coalco Василия Анисимова за те же 5 млрд рублей. Об интересе Анисимова к алкогольному рынку стало известно в сентябре, когда созданная при его участии Восточно-европейская дистрибуторская компания (ВЕДК) стала эксклюзивным дистрибутором продукции «Росспиртпрома».
Таким образом, по сути, сделка возвращает заводы под управление государственной компании, но на частной основе.
«Фактически управлять будет «Росспиртпром» – ведь вся система создается по его инициативе. Они и нашли частного инвестора в лице Анисимова. Вместе начали создавать ВЕДК»,
– рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По словам эксперта, в ВЕДК перешла и часть команды «Росспиртпрома». Ясно, что самому «Росспиртпрому» бы эти заводы не вернули — у него нет денег. Такая же схема позволит создать «мощный частно-государственный кулак», говорит Дробиз.
Никому другому продать эти заводы не удалось. Из 11 заводов за два года часть была обанкрочена – например, Мордовский, «Брянскспиртпром», а на Ярославский завод так и не нашли покупателя. Поэтому цену в 5 млрд руб. сейчас аналитики считают адекватной, тогда как на момент передачи активов ВТБ, по их мнению, их стоимость была занижена более чем в два раза.
Лидеры рынка Лидером рынка является корпорация Central European Distribution Company (CEDC) с 14% рынка. Два года назад компания купила «Русский алкоголь» и «Парламент». Второе место занимает «Синергия» – 8% рынка. На третьем месте – «Омсквинпром» (около 5%), который сейчас называется Алкогольная сибирская группа.
По данным Росстата за январь–ноябрь 2009 года, суммарный объем производства 11 проданных предприятий составил порядка 12 млн дал (общий объем производства водки и ликероводочных изделий в стране – 97 млн дал).
Планы компании этими заводами не ограничиваются. Как говорил ранее заместитель гендиректора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов, холдингу было бы интересно получить в управление известные бренды, в частности, марки ФКП «Союзплодоимпорт» — водки «Столичная» и «Московская», шампанское «Советское», коньяки «Московский» и «Юбилейный» и др. Конечная цель — «загрузить» портфель «Росспиртпрома» всем ассортиментом алкогольной продукции и занять в перспективе двух-трех лет 15–20% рынка.
Впрочем, игроки рынка считают, что сделать это будет не так просто. «Прежде всего, должны быть сильные бренды, хорошая дистрибуция и хорошее финансовое плечо. С точки зрения производственных возможностей все замечательно. С точки зрения финансового плеча – тоже все нормально. Теперь осталось дело за брендами, которые станут любимыми у россиян. Но на данном этапе конкуренцию составить они не могут», – уверен представитель одного из лидеров алкогольной отрасли.
У компании все же есть бренды, которые исторически имеют достаточно высокие показатели узнаваемости среди населения как в России, так за ее пределами, не соглашается генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
«Активы получил профессиональный участник алкогольного рынка, у которого есть развитая сеть продаж.
Кроме того, большая часть его ассортиментной линейки сконцентрирована в среднем и низком ценовых сегментах, что в сложившейся экономической ситуации дает хорошие возможности для развития», – уверен эксперт.
http://www.gazeta.ru/business/2009/12/21/3301937.shtml