В Саратове ищут подземный бункер вождя
Наши корреспонденты отправились на место раскопок
«Какой бункер Сталина?! Все это выдумки нашего губернатора!» – взвился дедок, которого мы встретили в саратовском Парке Победы. Надо сказать, этот стихийный оппозиционер не одинок. И понятно, почему: вот, скажем, дороги в Саратове – как после артобстрела, все в ямах. А у губернатора новая дорогостоящая игрушка: бункер Сталина, вишь, ему подавай.
Но это лишь одна, обывательская точка зрения. Сторонники же теории «не хлебом единым» кричат: «Давай-давай». Действительно, почему это у Самары есть свой бункер Сталина, а у нас нету? Все, что закопано в Соколовой горе, надо раскопать на благо города!
Аяцков любит большие, отвлеченные от повседневной жизни проекты. Кто его знает, плохо это или хорошо. Вот отгрохал Парк Победы. Ровные асфальтированные (без ям) аллеи, пушка стреляет каждый полдень. 90 видов одной только техники выставлено. Кстати, отсюда до Соколовой горы, где сейчас ищут бункер Сталина, метров двести.
Правда, мы, приехав сюда, обнаружили лишь груду развороченного песка. Копать дальше опасно, сказали нам, да и деньги кончились.
– У песчаного склона безопасная крутизна 30 градусов. Если дальше разрывать, песок поползет так, что рухнут и водонапорная башня наверху, и здание КБ «Саратовнефтегаз»! – объясняет начальник военно-мобилизационного отдела Алексей Шевченко, он же главный по поискам бункера. – Скоро наш «Шахтотуннельстрой» сделает проход в гору, укрепленный бетоном, по сути – горизонтальный колодец, который подведет нас прямо к стене бункера.
– И когда начнутся работы?
– Когда будут деньги...
Чудак из подземелья
– Меня из-за этого бункера все держат за чудака! Когда я впервые услыхал, что в склоне горы есть секретное подземелье времен Великой Отечественной, то облазил всю округу в поисках очевидцев, – вспоминает старейший саратовский журналист Юрий Пятницкий, с которого вся сегодняшняя эпопея и началась. – Одни говорят, что это бомбоубежище, другие – командный пункт. Есть также версия, что там был секретный госпиталь. Некоторые уверяли меня, что из подземелья есть выходы в сторону аэродрома. Одна женщина вспоминала, как в те годы ребята, играя в районе нынешнего КБ, слышали гул автомобилей, доносившийся из-под земли. Так что есть вероятность, что там был какой-то подземный заводик. Или еще одна версия: из бункера прокопан тоннель прямо под Волгу. Почему нет?
Своим энтузиазмом Пятницкий заразить умеет. Так что, когда он пришел к директору местного НИИ геологии и геофизики, ему бесплатно (!) выделили специалистов, которые провели электромагнитное зондирование Соколовой горы в местах, где ткнули пальцем свидетели. Вот геофизики-то и стали первыми людьми, которые получили реальное доказательство существования загадочного саратовского подземелья.
Ведущий специалист института Сергей Пучков принимал участие в работах.
– Мы обнаружили приличных размеров аномалию. Это явно искусственное сооружение, в плане где-то двадцать на двадцать метров.
– И на сколько метров оно в глубину уходит?
– А вот этого однозначно сказать нельзя. Пока не откопаем.
И Пятницкий пошел к властям. Узнав о бункере, саратовский губернатор велел подчиненным рыть землю. Они и рыли.
Что зарыто в горе?
Вот что услышали мы сами от свидетелей:
– Во время войны сюда пришли люди в погонах и окружили большую территорию забором. Из-за забора в город шла узкоколейка, по ней вывозили песок, а обратно ввозили стройматериалы, – об этом нам рассказал Виктор Михайлович Константинов, крепкий, несмотря на свои 78 лет, дед. В годы войны он работал на Саратовском авиационном заводе в сборочном цехе. Встретили мы его у ворот дома, метрах в трехстах от места раскопок. Здесь он живет с 39-го года. И его рассказы вселили в души следопытов бездну надежд.
– Это правительственное бомбоубежище было.
– Откуда знаете?
– Ну мы-то видели, что во время тревоги сюда приезжали правительственные машины. Помню, там в одной из комнат стояли щелочные аккумуляторные батареи, связь была, освещение.
– А это вам кто сказал?
– Так ведь охрану сняли в 46-м году. Мы и пошли полюбопытствовать...
Михалыч навел нас на второго свидетеля. Неподалеку от него живет Геннадий Александрович Кашмин. В 1946 году семилетний Генка играл с пацанами в войну в заброшенном подземелье. В 2002-м шестидесятитрехлетний мужчина ведет нас на разрытый склон и, энергично жестикулируя, показывает, где искать входы.
– В бункер вели два входа, расстояние между ними 12-14 метров. Вот здесь – левый. Мы на палку наматывали резину, поджигали и внутрь пробирались. Коптили эти факелы страшно, мы все были черные, но все же какой-то свет они давали. В моей памяти остались длинный коридор и множество железных дверей. Несколько дверей были вскрыты, там стояли кровати с панцирными сетками. Что за другими дверями, не знаю. В конце сороковых в этих подземельях дважды был большой пожар, так что даже один из пожарных задохнулся. Завалили ходы в начале 60-х.
Тайна «объекта 85»
– Да откопаем мы этот бункер! – уверенно заявляет Дмитрий Аяцков. – И сделаем там музей!
– Не многовато ли музеев будет?
– В самый раз! А как еще прикажете воспитывать патриотизм? С этим чувством не рождаются.
Чем хороши губернаторы – у них всегда можно разжиться интересными бумагами. Вот и у Аяцкова мы получили два документа 1941 и 1942 годов. Первый – постановление Государственного Комитета Обороны номер 945 «О строительстве специальных убежищ в гг. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде».
Вот оно! Значит, по самарскому и саратовскому подземельям принималось одно и то же постановление. А из этого следует, что и в самом деле в горе Соколовой может скрываться бункер, предназначенный для «отца народов», такой же, как в Самаре! В постановлении полтора десятка пунктов с грозными директивами: «обязать», «немедленно командировать», «немедленно обеспечить». Пункт пятнадцатый гласит: «Возложить на члена Государственного Комитета Обороны тов. Берия наблюдение за выполнением настоящего постановления». Подписано – «Председатель ГКО И. Сталин».
Вторая бумага скромнее. Это акт приемки «специального командного пункта», или, как его еще называли в бумаге, «объекта номер 85». Из него мы узнаем, что горностроительные и отделочные работы были выполнены на «отлично», а вот сантехнические – только на «хорошо». Но в акте не расшифровываются ни метраж «объекта 85», ни количество подземных этажей, ни, что самое интересное, для кого он предназначен. Как все это разузнать? Скорее всего, только одним образом: раскопать и посмотреть. Кстати, бетонную площадку перед входами, с которой по фашистским самолетам стреляла зенитка, уже отрыли. Остаются сами входы и бункер.
P.S. «Комсомолка» продолжает следить за уникальными раскопками. Мы ищем очевидцев и участников строительства «объекта 85» в Саратове. Откликнитесь! Тел. (095) 257-59-85.
КСТАТИ
В самарский бункер спускают по 600 туристов
Один из мощнейших военных бункеров прошлого века был построен по приказу Сталина в годы войны в Самаре. До конца 80-х он был абсолютно секретным. Никто из жителей Самары даже не догадывался о том, что скрывает холм в центре города у Драматического театра.
Общая глубина бункера – 37 метров (что в два раза глубже бункера Гитлера в Берлине). Состоит он из двух вертикальных шахт. Шахта главного входа облицована чугунными плитами, точно такими же, как в тоннелях московского метро, в ней проходит лифт. В конце коридора «нижней шахты» «святая святых» бункера – зал заседаний и личный кабинет вождя. Обстановка здесь простая, во всем чувствуется основательность. Зеленые лампы, зеленое сукно на столах – все, что так любил Иосиф Виссарионович... В кабинете Сталина четыре двери: входная, в туалетную комнату, а две ведут... в никуда. По словам историков, имитация эта имела два назначения: как средство борьбы с клаустрофобией у обитателей подземелья и для устрашения его «гостей» (а вдруг тебя уведут ТУДА?).
Кстати, сам вождь народов здесь никогда не был. Зато сегодня бункер Сталина – один из самых посещаемых туристами музеев Самары. По официальным данным, бункер одновременно может принять до 600 человек.
Анжелика ПОТЕРЯХИНА. («КП» – Самара»).
Андрей ПАВЛОВ, Михаил СИНЕЛЬНИКОВ,
газета "Комсомольская правда" от 03.04.02