Ракетный сюрприз Путина
10 сентября российские информационные агентства сообщили «urbi et orbi», что президент Путин лично возглавил Военно-промышленную комиссию, которая до тех пор находилась в ведении правительства, и распорядился к декабрю 2014 года подготовить новый вариант Военной доктрины России.
Президент предложил подробно обсудить, какие системы вооружений необходимо развивать, чтобы успешно отражать новые угрозы. При этом одним из главных направлений перспективного развития ОПК Путин назвал высокоточное оружие. Он подчеркнул, что уже в ближайшие годы необходимо обеспечить прорывное развитие всех компонентов такого оружия.
Кроме того, глава государства заявил, что необходимо "создать унифицированные образцы вооружения и техники, средств общего назначения» и особо отметил, что военно-морской флот России нуждается в разработке новых проектов кораблей - "универсальных по вооружению, системам управления и связи».
Глава государства обосновал это тем, что Россия вынуждена реагировать на новые угрозы собственной безопасности. "Полным ходом идет создание системы ПРО. Успехов на переговорном треке здесь не видно. Более того, создаются соответствующие системы в Европе и на Аляске, то есть вблизи от наших границ», - сказал он. Также президент добавил, что разрабатывается так называемая теория глобального обезоруживающего удара.
«Есть и другие вещи, которые очень нас беспокоят», - отметил Путин и загадочно намекнул о некоторых неприятных «сюрпризах» для «наших западных партнёров». «Главное, чтобы потом без истерик», - едко закончил он.
Сперва мало кто обратил должное внимание на эти странные слова об истерике. Большая часть разномастных аналитиков и политологов, записных толкователей и разъяснителей всего на свете, восприняли этот путинский пассаж как простую фигуру речи, обычную политическую риторику, призванную продемонстрировать Западу во главе с Вашингтоном решительность нашего президента в отстаивании национальных интересов России. И лишь немногие эксперты восприняли его слова о «сюрпризах» и «истериках» всерьёз. Но пока эти «немногие» гадали, что за сюрпризы приготовил наш дядя Вова для ихнего «дяди Сэма», ситуация начала проясняться сама собой.
23 сентября Путин прибыл в Новороссийск для проведения совещания по развитию портов. На этом совещании адмирал Витко доложил ему о ходе строительства базы Черноморского Флота в Новороссийске. В частности, адмирал сказал: «Подводные лодки, которые здесь будут базироваться, имеют крылатые ракеты большой дальности, и скрытность выхода подводных лодок из пунктов базирования в Новороссийске на порядок выше, чем в Севастополе». А когда президент поинтересовался, какую именно дальность имеют эти ракеты, командующий ЧФ ответил: «Более полутора тысяч километров. Пирсовая зона для подводных лодок вмещает восемь ПЛ, но пока планируется иметь семь. В конце 2016 года все будет полностью завершено».
Этот диалог показали все центральные телеканалы, о нём написали все информационные агентства страны.
«Ну и что тут такого?», - спросит неискушённый читатель.
Чтобы понять масштаб этого «сюрприза», сперва надо несколько слов сказать о тех подводных лодках, которые будут скоро размещены в новороссийской военно-морской базе. По сообщениям СМИ, это ПЛ проекта 636.3 – глубокая модернизация т.н. «Варшавянки».
«Варшавянка» стала третьим поколением больших дизель-аккумуляторных подводных лодок в советском ВМФ. Первое поколение этих ПЛ – проект 641 – называли «железками», второе – 641Б – «резинками», т.к. это была первая отечественная «дизелюха» с обрезиненным лёгким корпусом. В 1983 году появились ПЛ третьего поколения, проекта 877, прозванные «Варшавянками» за то, что ими предполагалось вооружать не только советский ВМФ, но и флоты наших союзников по Варшавскому договору. Нынешний модернизированный вариант этой ПЛ эксплуатируется под шифром «проект 636».
Первоначально боекомплект «Варшавянок» вообще не предусматривал ракетного оружия. Разработка крылатых ракет, приспособленных для пуска с «Варшавянки», началась только в 1983-м году, когда ПЛ 877-го проекта уже входили в боевой состав советского ВМФ, а первая демонстрация этих КР прошла и вовсе на десять лет позже, в 1993-м. Сначала для «Варшавянок» проекта 877 предназначалась крылатая ракета «Бирюза», впоследствии – «Калибр», максимальная дальность стрельбы которых, если верить открытым источникам, не превышает 300 км.
«Варшавянка» 877-го проекта с момента своего создания стала самой большой и мощной в мире неатомной ПЛ, а впоследствии – единственной в мире неатомной ПЛ, оснащённой ракетным оружием. Сами ракеты, вошедшие в её боекомплект, являются первыми на нашем флоте образцами крылатых ракет, выстреливаемых из торпедных аппаратов диаметром 533 мм. До этого из таких торпедных аппаратов применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации. В ядерном снаряжении они эксплуатировались с середины 70-х годов, а в варианте ракето-торпеды – с середины 80-х. При этом дальность их полёта не превышала 50-ти км.
И вот теперь командующий Черноморским Флотом докладывает президенту России, что впредь эти подводные лодки будут вооружены крылатыми ракетами, которые смогут поражать цели на дистанциях БОЛЕЕ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ!
Если всё это действительно так (ну, не врёт же адмирал своему главнокомандующему!), и российским оружейникам удалось запихнуть в габариты 533-хмиллиметрового торпедного аппарата крылатую ракету с дальностью полета 1500 км., то это воистину прорывное, выдающееся достижение отечественной оборонки!
Более того, это фактически означает полный крах американской военной стратегии и качественное изменение баланса сил в пользу России. Ибо теперь любой военный корабль российского флота – не только лодка, но и надводный корабль – становятся носителями стратегического ракетного оружия. Почему стратегического? Да потому, что оснащение таких чудо-ракет ядерным боеприпасом есть лишь вопрос времени и политической воли Кремля!
Что касается надводных кораблей, то тут необходимо отдельное пояснение. Если эти новые дальнобойные ракеты и впрямь не превышают габаритов ракетного комплекса «Калибр» - ведь именно он установлен на «Варшавянках» - то они, естественно, могут быть включены в боекомплект любого корабля, который оснащен этим комплексом. Но дело в том, что «Калибр», при желании, несложно установить на ВСЕ корабли российского ВМФ, от ракетных катеров до крейсеров! Вопрос лишь в количестве ракет, которое, действительно, зависит от водоизмещения корабля. Правда, до сих пор считалось, что тактико-технические характеристики «Калибра» не позволяют применять эти ракеты ни против кораблей, ни против наземных целей на дальностях, превышающих 300 км…
И тут – внимание! – нас ожидает ещё один сюрприз.
29 сентября 2014 года мировые СМИ сообщили о «Каспийском саммите», в котором приняли участие главы пяти прикаспийских государств: России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Участники этого саммита согласовали политическое заявление, в котором в первый раз единодушно зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия.
Владимир Путин прокомментировал это событие так: «Главное, нами согласовано политическое заявление, в котором впервые зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии. Достигнутые договоренности отвечают долгосрочным интересам всех сторон». Он также заявил, что взаимодействие пяти прикаспийских государств укрепит безопасность в регионе, ибо «пятерка» договорилась о том, что в регионе будет исключено присутствие «посторонних» вооруженных сил.
На этом фоне особый интерес приобретают сообщения СМИ о том, что в боевой состав Каспийской флотилии РФ войдут девять малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Эти юркие корабли, оснащенные водомётными двигателями, водоизмещением всего 950 тонн, в случае необходимости могут базироваться даже на Волге, так как специально спроектированы как суда класса «река-море». Но что самое важное, несмотря на свой малый размер, они тоже оснащены ракетным комплексом «Калибр» с восемью ракетами в вертикальной пусковой установке.
Три таких корабля уже в строю, остальные должны войти в боевой состав флота до 2018 года. Но если предположить, что они будут вооружены «обычными» ракетами с дальностью до 300 км, то совершенно непонятно, против кого собирается Россия применять на Каспии это оружие. Одна такая ракета способна потопить эсминец, но ни у одной из прикаспийских стран нет и не предвидится кораблей такого класса! А наземные цели «обычные» ракеты смогут уничтожать цели лишь на территориях Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и Ирана, что сегодня совершенно излишне…
Но если предположить, что «Буяны» будут оснащены новыми дальнобойными ракетами, такими же, как новороссийские «Варшавянки», всё сразу встанет на свои места.
Договор РСМД, подписанный Москвой и Вашингтоном ещё в далёком 1987 году, до сих пор запрещает России развёртывать ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 км. Но на ракеты морского базирования этот запрет не распространяется. А это значит, что девять «Буянов», если они будут вооружены новым супероружием, будут способны одним залпом уничтожать до 72-х целей на дальности свыше 1500 км.
Учитывая величину каспийской акватории, которая теперь становится общей «пусковой площадкой» для «Буянов», легко понять, что под их прицелом окажется огромный регион Евразии. А если добавить к этому ракеты, которые будут размещены на «Варшавянках» в черноморской акватории, получается, что под их прицел попадут колоссальные пространства. Варшава и Рим, Багдад и Кабул, пункты базирования 6-го средиземноморского флота США и его ударные корабельные группировки, Израиль и львиная доля южного побережья Средиземного моря окажутся под прицелом новых российских ракет.