I
IP))
Guest
Великая русская река теряет уровень воды и рыбу, приобретает хлам и химикаты.
На Волге заканчивается навигация, по мнению экологов и представителей надзорных органов, она может стать одной из последних судоходных рек. Волга стремительно мелеет, эта и другие болезни великой реки все отчетливее приобретают очертания разрастающейся раковой опухоли, при этом действенных способов борьбы с ней сегодня не может предложить никто. Газета «Совершенно секретно» открывает специальный проект «Россия без Волги», посвященный современным проблемам главной водной артерии страны. Наш проект – это не просто цикл проблемных репортажей из ключевых регионов Поволжья, это попытка привлечь к надвигающейся катастрофе внимание общественности, региональных и федеральных властей. Наиболее сложная ситуация сегодня складывается в Саратовской области, подробности – в репортаже нашего корреспондента Алана Дансорова. — Не так давно, в 2013 году, исполнилось ровно 170 лет с начала организации первого пароходства, – говорит руководитель саратовского Музея речного флота Александр Азовцев. – 7 сентября 1843 года указом Николая I было основано пароходное товарищество «По Волге». С этого момента идет отсчет организованного пароходства. Сейчас в это трудно поверить, но в конце XIX века число судов, собиравшихся у Саратовской пристани, исчислялось сотнями, а берег Волги на протяжении четырех верст представлял собой лес мачт. Только в Саратовской губернии в начале XX века было зарегистрировано более полутысячи самоходных и несамоходных судов. На протяжении почти всего прошлого века река была своего рода артерией жизни. В городе размещались судоходная дистанция, Саратовское отделение путей сообщения, главное управление Волжско-Камского коммерческого пароходства. Конторы, дебаркадеры и причалы располагались в черте города, для размещения грузов строились береговые лабазы и открытые площадки на сваях. На дебаркадерах имелись пакгаузы для хранения товаров. Однако пассажирского вокзала до 1930-х годов Саратове не было. Коротать время в ожидании судна приходилось на плавучих пристанях или на берегу. А ожидающих было немало, по самым скромным подсчетам ученых, только в период с 1917 по 1935 год пассажиропоток увеличился в 3,5 раза. Именно поэтому в 1932 году было принято решение о строительстве речного пассажирского вокзала. К открытию первой послевоенной навигации пристань была почти обеспечена кадрами. Война коснулась саратовской пристани значительно меньше предприятий, находившихся в районах, которые подвергались немецким атакам. Для решения кадровой проблемы было организовано обучение без отрыва от производства. И даже несмотря на принятые меры, людей не хватало. В навигацию 1946 года на пристани трудились две мужские и четыре женские бригады грузчиков. В годы советской власти порт продолжил свое развитие: наращивались перевозки пассажиров и грузов, внедрялись оптимальные варианты обработки судов, совершенствовалась организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ. Переломным моментом в жизни саратовского порта, как и в жизни всей страны, стал 1991 год. В это время падают объемы переработки, сокращаются объемы перевозки. Основной задачей для коллектива порта становится сохранение порта, сохранение квалифицированных кадров. – Раньше Волга была самой пароходной рекой в мире. Она работала и жила. А сейчас что, пустота, – не без досады сетует дачник Олег Семенов. – До начала 1990-х годов по Волге ходил ежедневный скоростной «Метеор» до Самары, Волгограда, Ульяновска. Можно было из Самары до Саратова добраться за девять часов. Цена билета была равна цене на плацкартный вагон. Рейсовые пароходики делали много остановок в деревнях и селах, на близкие расстояния люди ездили четвертым классом. Было удобно, возили и грузы на палубе – мешки с овощами, мебель, мы с отцом даже мотоцикл закатывали. Сейчас же пароходов, отчаливающих в сезон от саратовской пристани, увидишь немногим больше, чем пальцев на одной руке, да пару курсирующих экскурсионно-развлекательных катамаранчиков. Сегодня, по мнению надзорных органов, Волга стала кладбищем затонувших и брошенных плавсредств. По требованию прокуратуры во всех регионах Волжского бассейна ведется учет и подъем судов со дна реки. Наиболее успешно решается судьба затонувших кораблей в Самарской области: из 76 уже поднято 69 судов. Например, в Чувашской Республике по иску природоохранной прокуратуры поднят затонувший в Чебоксарском водохранилище на глубине 16 метров толкач-буксир, на борту которого находилось 4 тонны дизельного топлива, что создавало угрозу загрязнения питьевой воды города. В Ярославской области затонул теплоход, в баках которого содержалось 3,5 тонны дизтоплива. А в Саратовской области предлагают поднять со дна Волги затонувший в прошлом столетии ледокол. Лежащий под толщей воды корабль поистине уникален, ведь построен он был еще до Революции и стал чуть ли не первым в своем роде. Корабль подошел к саратовским берегам в конце XIX столетия. Основным предназначением его была установка паромной переправы на месте будущего железнодорожного моста. Тогда, почти полтора века назад, грузовые и пассажирские вагоны шли через Волгу по воде. «Саратовский ледокол», как его официально нарекли, долгие годы трудился на благо губернских жителей. Команда судна принимала участие в сопровождении судов, обеспечивала снабжение красноармейцев в 1918 году, а армии – во время Великой Отечественной войны, а также участвовала в возведении мостов. Корабль даже успел побывать одним из героев художественного фильма «Строится мост», повествующего о возведении автодорожного моста Саратов – Энгельс. Более 70 лет ледокол неустанно служил людям. Но в конце 80-х годов прошлого века его поставили у дамбы и уже было собирались разрезать на металлолом, как он неожиданно для всех затонул неподалеку от энгельсского берега. Поднять корабль в принципе возможно, считает директор Музея речного флота. Подобный прецедент в истории нашей страны уже был. Не так давно в Иркутске отреставрировали полузатонувший ледокол «Ангара». Сейчас в нем оборудован музей. «Саратовский ледокол» находится в относительно пригодном состоянии, корабль осматривали водолазы и выяснили, что корпус и гребные винты целы, поэтому иркутский опыт мог бы быть доработан в Саратове. Тем более что в настоящее время экспозиция саратовского Музея речного флота занимает всего два зала общей площадью около 100 кв. метров. В первом зале расположено 28 планшетов с документами и фотографиями, а также личными вещами речников и другими экспонатами. А во втором – шесть планшетов, один из которых посвящен великим адмиралам Российского флота. Скорее всего, их имена прославлялись и в экспозиции первого в России музея речного флота – Музея волгаря, открывшегося в Саратове в октябре 1921 года. До этого подобных музеев в России не было. Создание Музея волгаря явилось первым таким событием государственного масштаба. Сейчас музеев речного флота великое множество. В одном только Нижнем Новгороде имеется три музея речного флота, не говоря уже о музеях на речных предприятиях. Однако саратовский Музей волгаря ушел в историю так же, как и саратовское речное пароходство.