Всё «Рено» его не брошу
После встречи с Владимиром Путиным руководство Renault согласилось помочь «АвтоВАЗу» деньгами, специалистами и технологиями. Свою поддержку обещает и правительство России, правда, конкретные решения по выводу предприятия из кризиса пока не приняты.
Правительство России всерьез взялось за антикризисную программу для «АвтоВАЗа». На заседании комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством Игоря Шувалова во вторник обсуждалась ситуация на предприятии. Решение помогать заводу было принято еще до начала заседания: накануне на встрече с руководством главного акционера российского автогиганта Renault Владимир Путин заявил, что правительство «не допустит ликвидации производства» и «государство готово взять на себя часть нагрузки по реструктуризации предприятия». Во вторник Игорь Шувалов рассказал об итогах этой встречи. Вчера в Renault подтвердили, что готовы инвестировать в развитие «АвтоВАЗа», в том числе предоставляя самые передовые технологии. Объем инвестиций будет уточнен по результатам обсуждения планов по развитию «АвтоВАЗа» и затем после проведения соответствующей оценки, сказал Шувалов.
Не исключено, что французская компания пошла на это под давлением, после того как Путин заявил, что альянс Renault-Nissan должен принять участие в финансировании «АвтоВАЗа», иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена.
По логике правительства, государство уже поучаствовало в судьбе Тольяттинского завода, предоставив ему беспроцентный кредит в размере 25 млрд рублей на погашение долгов перед поставщиками. Теперь, по мнению правительства, настала очередь всех основных акционеров предприятия продемонстрировать равную поддержку (блокпакетами компании обладают «Ростехнологии», Renault и «Тройка-диалог»). Правительство же готово проследить, чтобы интересы всех акционеров были учтены.
В российском представительстве Renault пока не готовы обсуждать объем будущих инвестиций в «АвтоВАЗ». Как рассказала «Газете.Ru» представитель компании Ольга Сергеева, в ходе встреч с высшими российскими чиновниками вице-президент Renault обсуждал ситуацию и возможные пути помощи «АвтоВАЗу», однако о конкретных решениях говорить еще рано. «Мы будем продолжать переговоры с правительством, – пояснила она, – будем искать наилучшее решение вопроса, чем помочь компании».
Источник на «АвтоВАЗе» сообщил, что конкретный план помощи от Renault ожидается в течение двух недель.
Пока что нельзя с уверенностью сказать, в чем она будет выражена – в деньгах, технологиях или специалистах. Сам факт, что тольяттинский завод снова находится в центре внимания правительства, на «АвтоВАЗе» расценивают положительно. Однако комментировать заявления Шувалова директор по внешним связям ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Буренков не стал, пояснив лишь, что «работа в рамках реализации антикризисной программы продолжается».
Впрочем, сумма, необходимая для антикризисной программы, уже озвучена – 80 млрд рублей. В том числе 12 млрд на выплату корпоративных пенсий для сокращаемых работников. Еще 54 млрд уйдут на погашение текущей и долгосрочной задолженности в 2010 году , остальное нужно для разработки новой модели – это следует из презентации, подготовленной «АвтоВАЗом» к заседанию комиссии.
Чтобы убедить комиссию в необходимости дополнительного финансирования развития завода, руководство «АвтоВАЗа» даже согласилось признать, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффективным почти по всем пунктам.
Уровень качества продукции, как на уровне поставок, так и на уровне собственного производства, остается «чрезвычайно низким», цитирует презентацию Reuters. Плохое качество Lada частично объясняется «низким качеством покупных комплектующих». АвтоВАЗ так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог наладить систему «узловой сборки и поставки», говорится в презентации.
Чтобы оценить ситуацию на заводе, вице-премьер намерен посетить «АвтоВАЗ». После чего будут подготовлены предложения по конкретным мерам помощи заводу. 10 ноября правительственная комиссия снова соберется, чтобы рассмотреть план рабочей группы под руководством глав Минпромторга и Минэкономразвития по развитию автопрома, рассказал Шувалов. Свои варианты антикризисной программы предложат Сбербанк и эксперты-консультанты.
В декабре правительство рассмотрит программу развития отрасли до 2020 года, сказал он. Ставка будет сделана на «АвтоВАЗ» с участием Renault-Nissan и ГАЗ, ведущего сейчас переговоры с Opel: с помощью из-за рубежа они могут стать настоящими лидерами автопрома.