Большой автомобильный передел 10 сентября 2009, 15:44
Неожидано для всех премьер-министр Владимир Путин раскритиковал заградительные пошлины на иномарки. Что бы это значило, при чем тут Opel и как бороться с правым рулем, если пошлины отменят?
Путин: «Уговоры не помогут»
Пошлины на ввоз импортных иномарок, которые торжественно подтвердили уже в сентябре, оказывается, были ошибкой. Или как иначе трактовать слова Путина, процитированные в агентстве РИА Новости: «Не нужно иллюзий, сегодня никто не в состоянии заставить покупателей приобретать товар уровня вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные барьеры, таможенные пошлины здесь, по большому счету, не помогут», – заявил премьер на встрече с Союзом машиностроителей России. Между тем еще вчера глава «Ростехнологий» Чемезов говорил о пользе пошлин, заявляя российскому телевидению, что: «Если бы этого не было сделано, то, я думаю, мы сегодня бы уже рынок потеряли».
Редкая в нынешней России ситуация – фактически слово против слова – заставляет обратиться к статистике. Она же говорит, что прав все-таки скорее Путин. В абсолютных цифрах АвтоВАЗ продолжает удерживать лидерство продаж, так было и с пошлинами и без пошлин. Но в динамике за июль и август АвтоВАЗ – а также весь российский автопром – впервые в этом году показывает худшие показатели, чем иномарки. Объем реализации российских машин в августе сократился на 6,3%, а объем реализации иномарок – всего на 2,3%. Аналитики компании «Тройка Диалог» объясняют это слабыми продажами у ВАЗа и ГАЗа: они упали за месяц на 10% и 14% соответственно.
«ВАЗ» vs Opel?
Закономерный вопрос – что же дальше. Все помнят как тот же самый Путин в начале года упорно отстаивал заградительные пошлины, несмотря на многотысячные митинги во Владивостоке, которые проходили, между прочим, под японскими флагами и с такими лозунгами, которые ни до ни после на митингах не появлялись – Дальний Восток в выражениях не стеснялся.
Чуть меньше народа заметило еще одно противостояние – группа АвтоВАЗа давно уже отражала пиаровские атаки другой группы, от лица которой говорил в частности глава Сбербанка Герман Греф. Именно Греф еще в июле называл АвтоВАЗ «бесперспективным». Причина, по которой слова банкира имели вес в автопроме проста: Сбербанк участвовал в покупке компании Opel и имел большие планы: вместе с Opel консорциум собирался получить производственные мощности GM в России и стал бы крупнейшим конкурентом ВАЗа на рынке. По этому противостоянию Путин никогда прямо не высказывался. Однако же пошлины, которые премьер подверг критике, выгодны АвтоВАЗу – поэтому Чемезов их хвалит – и вряд ли выгодны гипотетическому «русскому Опелю».
Молчание Путина было вполне понятно: все упиралось во владельца Opel – компанию GM. Сегодня стало известно, что американцы наконец определились. Завтра (точнее сегодня ночью) решение доведут до широкой публики. Возможно именно поэтому премьер вдруг раскритиковал заградительные пошлины.
Запретят ли все-таки правый руль?
Впрочем, фанатам «праворуких» радоваться рано, даже если пошлины отменят. Потому что на повестке дня стоит еще один вопрос: сборочные заводы на Дальнем Востоке, которые собираются строить «Соллерс» и все тот же АвтоВАЗ. С точки зрения этих проектов отмена пошлин и открытие портов для праворульных – безусловно, невыгодны. Отменить пошлины на западе и оставить их на востоке, разумеется, не получится. Но возможно, что для «обороны от японцев» правительство запустит в действие новый технический регламент, о котором ходят слухи с мая месяца. По нему эксплуатация «праворуких» запрещена не будет, но вот импортировать их в Россию станет практически невозможно.
Автор: Николай Шимкевич