Надежда уезжает последней Накануне визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Набережные Челны на завод "КамАЗ" в прессе высказывались совершенно разные предположения о том, во что выльется эта поездка. К примеру, ходили слухи, что Путин разрешит россиянам ввозить для личных нужд одну иномарку в год по старым пошлинам. Оптимизма добавляли и высказывания спикера Госдумы Бориса Грызлова, который, отправив своего заместителя "разбираться с ситуацией" на Дальнем Востоке, публично предположил, что постановление правительства об увеличении пошлин может быть отменено. Но Путин сделал все по-своему.
План Путина
Во-первых, он предложил подтолкнуть россиян к покупке новых автомобилей отечественного производства. Путин, в частности, заявил, что правительство готово субсидировать ставки по автокредитам: размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Таким образом, эффективная процентная ставка для потребителей окажется примерно в полтора-два раза ниже, чем сейчас.
Однако получить такой кредит можно будет только в "системообразующих банках" - например, в Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке. К тому же, льготами смогут воспользоваться только те, кто покупает недорогие машины - стоимостью до 350 тысяч рублей. По подсчетам Минпромторга, речь идет о 150 тысячах россиян.
Замысел Путина понятен: большинство моделей, попадающих в эту ценовую категорию, естественно, собираются на заводах отечественных брендов. Единственные «иномарки», выпускаемые в России и "умещающиеся" в эти рамки – Renault Logan, Fiat Albea и Kia Spectra. От премьера в четверг ждали еще и "особого" решения по Дальнему Востоку. Один из аргументов, который приморцы использовали в рассказах о своей непростой жизни – слишком высокая стоимость отечественных автомобилей, образующаяся из-за дальности доставки готовых машин. Мол, поэтому и пошлины надо оставить на старом уровне - чтобы жители Дальнего Востока могли пользоваться недорогими качественными б/у иномарками.
Владимир Путин признал, что повышение пошлин затрагивает жителей региона, да и доставка, действительно, получается недешевая. И предложил… обнулить транспортный тариф на перевозку в регион автомобилей отечественного производства. Так премьер использовал аргумент жителей Дальнего Востока против них же самих.
Но заставить наших граждан купить ту машину, которую они покупать не хотят, все равно невозможно. Другое дело - чиновники и подконтрольные правительству ведомства и госкомпании.
Владимир Путин в пятницу, фактически, потребовал, чтобы для госнужд закупались только российские автомобили. Тем более, что парк многих ведомств - МЧС, милиции, Минобороны - требует срочного обновления, и грех было бы не воспользоваться выделяемой на это суммой в 12,5 миллиарда рублей. Аналогию можно провести с Борисом Немцовым, который еще в 90-е годы прошлого века, пытался пересадить всех чиновников на "Волги". В результате, вырос лишь спрос на "тюнинг" автомобилей ГАЗ - на них начали ставить моторы от "Тойот", АКПП и кондиционеры. Но даже в доработанном виде они не смогли прижиться в ведомственных автопарках.
Зато сейчас выбор у чиновников будет гораздо шире – здесь и Volga Siber, и Toyota Camry, а в марте 2009 года к ним присоединится еще и Ford Mondeo. В общем, вряд ли чиновники будут ездить на "Жигулях". Еще более масштабные вливания примут форму прямой финансовой поддержки автопроизводителей – понятно, что одним только стимулированием спроса промышленность от кризиса не спасешь. По словам Путина, автомобильные заводы получат возможность выпустить облигации с госгарантиями на сумму до 60 миллиардов рублей. А тем банкам, кто согласится купить эти облигации, откроют рефинансирование ЦБ. Разумно!
Владимир Путин объявил также о готовности государства предоставить автомобильным предприятиям льготные кредиты на общую сумму в 70 миллиардов рублей. В свою очередь, госкомпании, которые должны в ближайшее время начать закупки отечественных автомобили, будут выплачивать заводам аванс в размере половины суммы от контракта, а не 30 процентов, как раньше. И, как старательно подчеркивает председатель правительства, воспользоваться господдержкой смогут предприятия, выпускающие модели не только отечественных, но и зарубежных марок.
Финита?
Сделанные Путиным в пятницу заявления фактически убили последнюю надежду дальневосточных автомобилистов на исправление ситуации. Предложенные меры по поддержке отечественных автопроизводителей явно свидетельствуют о том, что отменять повышение пошлин на подержанные автомобили никто не собирается.
Улучшат ли действия правительства положение отечественных автозаводов - покажет время. Но то, что заявления Путина усилят социальное напряжение, особенно в Приморье - очевидно. Реакцию автомобилистов можно будет узнать уже в эти выходные, во время общероссийской акции протеста против повышения пошлин.