Польше активизируются самодеятельные «подразделения» так называемой национальной обороны. На сегодня в стране существует около семидесяти общественных организаций, члены которых учатся стрелять, бросать гранаты и штурмовать здания. Наиболее крупные из них состоят из нескольких тысяч членов. Видя этих ребят с автоматами возле своих домов, сельчане начинают паниковать: не идёт ли война с русскими?
В одной деревне старушка, 69 лет назад видевшая самых настоящих русских солдат, спросила у шестнадцати вооружённых мужчин в камуфляже: «Что происходит?» По телевизору она каждый день видит новости об Украине. «Идёт война?» Её успокоили, сказали, что «всё в порядке, не волнуйтесь». Старушка молится, чтобы война не вернулась в Польшу.
Об этом рассказывает Йорг Винтербауэр (Jörg Winterbauer) в своём варшавском репортаже, опубликованном в немецкой газете «Die Welt».
20-летний студент юридического факультета Якуб Чешковски полагает, что молиться — недостаточно. Он полагает, что следует быть готовым к войне. Нужно уметь стрелять, бросать гранаты. Студент считает, что нужно знать, как убивать и как действовать в напряжённой ситуации, «когда или он, или я». Вот почему этот парень в камуфляже оказался здесь, в деревеньке Кати-Вилги в 50 км от Варшавы. Вместе с ним приехал туда и немецкий корреспондент.
30.000 гражданских лиц составляют сегодня в Польше так называемую «национальную оборону». Чешковски и его товарищи входят в организацию под названием «Мазовецкая территориальная оборона». Активисты обучают молодых людей стрельбе и проводят различные военные тактические учения.
Всего в Польше насчитывается около 70 подобных организаций, крупнейшие из них состоят их нескольких тысяч членов. По некоторым оценкам, не менее 30000 женщин и мужчин готовы встать на защиту своей страны с оружием в руках. Когда началась война на Украине, общественный интерес в Польше к этим организациям значительно вырос.
«Этим утром холодно. Ледяной воздух идёт в Европу из России. В Польше вы ощутите это в первую очередь. Чешковски и все его товарищи могли бы лежать в теплых постелях, как и большинство их коллег-студентов. Однако они предпочли оказаться здесь, чтобы ползти по снегу, выполнять приказы своих инструкторов. На добровольных началах».
Независимость Польши, напоминает немецкий корреспондент, — молодая. Ей всего четверть века. Страх снова потерять её «довольно силён». Якуб и его друзья не хотят, чтобы их родина утратила независимость. Студент говорит, что у участников движения общая цель — защита своей страны.
Темой «урока», за которым наблюдал корреспондент, были боевые действия в населённых пунктах. Участники научились штурмовать здания (на примере заброшенной школы). Дымовая шашка, перебежки, двое влезают на крышу. Другие лезут через окна, а третьи врываются через дверь. По мнению журналиста, всё это выполнено «профессионально».
Неужели поляки ждут, что на их страну будет совершено нападение? Оказывается, ощущение «угрозы» действительно есть. По данным опроса, проведённого по заказу TVN24, нападения на Польшу боятся 39% респондентов. Они считают, что война в их стране начнётся в ближайшее время. 49% считают, что НАТО не в состоянии выполнить свои обязательства перед Польшей.
При этом в Польше есть мнение, что отряды народной самообороны могут привести к всплеску криминала в Польше.
К примеру, Яцек Петржак, афганский ветеран и бывший военный инструктор, полагает, что армия — это законное образование, в отличие от отрядов самообороны. Молодых людей в этих народных объединениях учат «убивать, стрелять из автоматического оружия, взрывать объекты… и никто это не контролирует». Он считает, что при таком подходе возможны «злоупотребления». Эти юные «боевики» представляют самую настоящую угрозу для политического режима в Польше. Многие из них, по словам специалиста, хотят в Польше перемен и говорят о национализме. Многие участники отрядов народной обороны — члены националистических организаций.
Сами участники отрядов отрицают возможный «экстремизм». Один из самооборонцев-активистов, Станислав Дрозио, говорит: «Мы обеспокоены агрессивной риторикой Владимира Путина». Также он заявляет, что Россия каждый год выделяет всё больше денег на модернизацию своей армии. А вот в странах Западной Европы с армией «всё наоборот». А ещё Польше угрожает «исламистский терроризм».
Журналист указывает, что в российской армии — 800.000 солдат, а ещё есть два миллиона резервистов. Так что могут сделать против них 30.000 любителей?
Трудно верить, например, Марчину Вашчуку, руководителю организации Strzelec OSW. У неё 5000 членов. Вашчук — мускулистый парень, смахивающий на боксёра, часто носит униформу. Его глаза глядят настолько злобно, что можно подумать, будто он остановит русскую армию одним взглядом. Вашчук полагает, что в каждом крупном регионе Польши следует создать соответствующую организацию, готовую защищать свою территорию. Если такая региональная «система» будет создана, то никто не осмелится вторгнуться в Польшу.
Якуб Чешковски в качестве оборонной идеи выдаёт избитую истину: «Хочешь жить в мире — готовься к войне».
Он и его товарищи снова штурмуют заброшенную школу, атакуя мнимых противников. Сегодня штурм идёт уже в пятый раз, пишет корреспондент. Старуха снова молится, чтобы война никогда не пришла в Польшу…
К этому надо добавить недавнее заявление президента Польши Бронислава Коморовского. Он считает, что новая военная доктрина России направлена на конфронтацию с западным миром. Об этом он сообщил на пресс-конференции по итогам заседания Совета национальной безопасности республики.
«Мы оцениваем, что перемены, введённые в декабре прошлого года в военной доктрине России, отражают нехорошее явление — стратегический поворот России в отношениях с Западом от мягкой кооперации, в том числе с НАТО, до конфронтации. Это нас беспокоит. Следует делать выводы», — цитирует его «Взгляд» со ссылкой на ТАСС.
По словам пана Коморовского, Польшу беспокоит то, что «российская доктрина предусматривает перспективу давления на соседние страны». Раскритиковал Коморовский и то, что «Россия оставляет за собой право интервенции в соседние страны в интересах своих граждан». Наконец, ему не понравилось, что интервенция будто бы состоится и тогда, когда власти соседних стран будут вести «политику, противоречащую политике России».
В ответ польский лидер предложил вооружиться до зубов: «Нашим ответом — Польши и НАТО — должно быть дальнейшее укрепление единства западного мира и собственного военного потенциала, что и происходит».
Но зачем, добавим от себя, Польше вооружаться, если там есть тысячи молодых людей, готовых остановить русских одним взглядом?