АВТОВЛАДЕЛЬЦУ - Как сохранить автомобиль ”cвежим”
В этой статье мне хотелось бы обобщить опыт эксплуатации нового, или просто свежекупленного, автомобиля. Я постараюсь дать ряд советов на тему — как позднее перейти грань между новым и старым автомобилем. Причем исполнение этих рекомендаций в массе своей не требует от счастливого обладателя ни специальных знаний, ни грязной работы.
Итак, Вы счастливый обладатель четырехколесного чуда. Неважно, отечественное это чудо, или же зарубежного происхождения. Вы — обладатель, и Ваша задача — сделать это обладание долгим и счастливым, а коль придет пора расставания — продать подороже. Не будем сегодня о грустном, вопросы катастроф, землетрясений, извержений вулкана и цунами в сегодняшней статье освещаться не будут. Только быт, однообразный и скучный, с пылью, грязью, солью, ржавчиной, отвратительным моторным маслом и таким же топливом.
Условно автомобиль можно разделить на две части. Это кузов с лакокрасочным покрытием и ходовая, состоящая из двигателя, трансмиссии и подвески. Что же можно предпринять, чтобы эти два источника удовольствий, эти две составные части как можно дольше составляли единое и неделимое целое — Ваш великолепный автомобиль.
Начнем с двигателя. Когда-то, при историческом материализме, бытовало мнение, что моторное масло, залитое в автомобиль на заводе, существенно лучше того, которое используется при последующих заменах. И это была правда. Нынче там бултыхается такое же нечто, какое Вы можете купить в любом ларьке за 35–40 тысяч. Некоторые до сих пор покупают масло на бензоколонках на розлив. Им можно только посочувствовать. Использование хороших фирменных масел с самого начала эксплуатации автомобиля, а также правильный подбор присадок позволяет продлить срок службы двигателя вдвое и более. Минеральные, т.е обычные масла, по природе своей — жидкие, и чтобы они в горячем двигателе не растекались совсем и немножко смазывали — они содержат специальные загустители. Так вот, срок службы этих загустителей частенько не превосходит 500 километров, у отечественных масел, разумеется. Потом появляется какая-то пена, масло хлещет отовсюду, а о его смазывающих свойствах остается только мечтать.
Недавно мне пришлось менять масло в ВАЗ-21099, которая только что прошла обкатку. Используя вакуумный насос, я с удивлением обнаружил, что, несмотря на промывку, масло расслоилось и первая его часть напоминала не жигулевское масло, а скорее одноименное пиво. Вторая была похожа на кусок пластилина. Как скоро двигателю на таком масле потребуется капитальный ремонт — гадать не приходится. Первая рекомендация: сразу при покупке автомобиля сменить масло. Рекомендуется полусинтетическое, например ESSO LDX, поскольку процесс обкатки на ”синтетике” может несколько затянуться. Речь пока идет об отечественных автомобилях. Присадки в процессе обкатки не используются. После пробега 3–5 тысяч км необходимо провести протяжку шпилек головки блока (с установленным в инструкции моментом по динамометрическому ключу) и, тщательно промыв масляную систему, сменить масло на синтетическое.
Промывку можно вести двумя способами — во-первых, использовать специальные присадки к отработанному маслу, во-вторых, при помощи специального промывочного масла. Для тех, кто может себе это позволить, рекомендуется оба способа, один за другим. Дело в том, что специальные присадки, например ”Oil System Cleaner and Condition (Motor Cleaner)” фирмы WYNN’S (Бельгия) или ”Motor Flush” фирмы Super-X (США) делают из старого масла моющее и хорошо отмывают успевшие образоваться отложения. При этом, возможно, останется незначительное количество масла на стенках. Большой роли это не играет, особенно если выполнена рекомендация №1. Однако особо требовательный владелец может после слива отработки еще минут 10 погонять двигатель на специальном промывочном масле, например ”Spectrol”.
Теперь заливаем ”синтетику”. Какую? Для нового автомобиля рекомендуется масло с классификацией по SAE 5W40, а для автомобилей с приличным пробегом предпочтительнее 5W50. Из масел 5W40 могу порекомендовать ESSO Ultron, как наилучшее по основным характеристикам., а из 5W50 — Mobil 1 Rally Formula или ELF Synthese. Первое значительно дороже.
О присадках. Многие считают, что современные масла настолько хороши, что не нуждаются ни в каких присадках. Это правильно. Но давайте вспомним, в каких случаях двигатель быстрее всего изнашивается. В момент запуска, особенно зимой, когда холодное масло не успевает к трущимся поверхностям и детали вращаются хоть и не всухую, но с некоторым масляным голоданием. Есть присадки, которые, не добавляя в масло тефлон или какие-нибудь опилки, растворяются в масле и придают ему свойства повышенной адгезивности, т.е. устойчивого налипания на трущиеся поверхности. Образуется пленка, но не какая-то ”левая”, а из того самого, хорошего масла. Причем эта пленка бывает столь прочна, что способна долгое время предохранять Ваш двигатель в случае аварии системы смазки. Ну и само собой разумеется, повышенные антивспенивающие, антикоррозийные и антифрикционные свойства. Можно порекомендовать для моторов, только что прошедших обкатку — ”Antifriction (Super Friction Proofing)” фирмы WYNN’S. И последнее — используйте с фирменными маслами только импортные фильтры. И никогда, слышите, никогда на заливайте в импортное масло отечественную присадку.
Что Вы будете иметь в результате этих действий? Новый, только что обкатанный двигатель. В течение какого времени? Не знаю. Мне не удалось ни на одном автомобиле почувствовать сколь-нибудь заметное ухудшение, ни за 50 тысяч, ни за 70. Даже выставленный на заводе клапанный зазор оставался новым. Кроме того, при соблюдении этих рекомендаций масло у Вас в двигателе никогда не будет черным. Если же проигнорировать первую замену и проходить обкатку на заводском масле, то ”синтетика” впоследствии всегда будет быстро темнеть. Это связано с тем, что, обладая сильнейшими моющими свойствами, синтетическое масло будет отмывать отложения, оставленные отечественным, и растянуться этот процесс может на неопределенное время, хотя смазывающие свойства ”синтетики” при этом не пострадают.
Рекомендация №2. Не дожидаясь выхода из строя маслоотражательных уплотнителей, используйте присадку к маслу ”Oil Stop Leak” WYNN’S. Она восстановит эластичность колпачков и сальников двигателя, не дожидаясь, пока они растрескаются от пересыхания. После 60–70 тысяч км пробега вместо присадки ”Antifriction” используйте при каждой замене масла присадку ”Oil Treatment (Compression Motor)” WYNN’S, которая, в отличие от применяемой ранее ”Super Charge”, не только повышает горячую вязкость масла и, соответственно, компрессию, но и поддерживает эластичность резиновых уплотнений.
Все эти рекомендации относятся и к автомобилям, приобретенным в почтенном возрасте с солидным пробегом. Только перед первой заменой рекомендуется вылить в старое моторное масло специальную присадку ”Hidravlic Lifter Valves Cleaner” WYNN’S и проехать на ней не менее 500 км. За это время происходит усиленное растворение шлаковых, смоляных и слюдяных отложений, устраняется залегание маслосъемных колец (если было). После этого можно менять масло на ”синтетику”. И не нужно бояться, что оставшееся в двигателе, не стекшее старое масло (несколько капель) испортит новое. Во-первых, не та концентрация, во-вторых, синтетические масла обладают невероятной устойчивостью к окислению и вспениванию. И еще одно замечание. При соблюдении этих указаний Вам не нужно беспокоиться о сезонной смене масла, поскольку предложенные сорта — одновременно и самые зимние, и самые летние. Заменять синтетическое масло рекомендуется в гарантийный срок — как предписано в инструкции по эксплуатации, а по истечении гарантии — через 20–25 тысяч км. Обычно продавцы масел обещают больший пробег без замены, но 20–25 тысяч — это мое личное мнение.
О топливе. Небольшая байка. Неделю назад я держал в руках факс, присланный из Бельгии, с WYNN’S. Он содержал заключение о трех видах топлива, купленного на пробу в Москве. Почти дословно ”Бензин А-76 имеет октановое число 82, бензин А-92 имеет октановое число 86 и большое количество примесей. Дизельное топливо вообще таковым не является, а скорее напоминает керосин, с очень низким цетановым числом и огромным количеством примесей. Процент золы вместо допустимого 0,0025 составляет 0,05.” Вот на этом мы и ездим. А с импортным бензином пока проблемы, хотя думаю — кто первый начнет возить его в Россию — имеет неплохие шансы. Что можно предпринять? Только регулярно применять присадки к топливу для повышения октанового или цетанового числа, для удаления конденсата из топливной системы, для очистки и смазки топливной системы, форсунок впрыска и карбюратора. Фирма WYNN’S предоставляет полный спектр таких присадок, а фирма ELF — литровую фляжку, используемую постоянно, при каждой заправке, из расчета 1 г на литр бензина. На дизельных автомобилях и автомобилях с впрыском топлива один раз в 60–70 тыс. км пробега необходимо чистить форсунки специальным аппаратом, который также выпускается на фирме WYNN’S, как и специальная жидкость к нему. Конечно, почаще менять топливный фильтр. Таким образом можно значительно увеличить срок службы двигателя и улучшить его рабочие характеристики.
автор: Дмитрий Иванов
(с)