Главная « Главные новости « Государство должно обеспечить низкие цены на бензин - мнение парламентариев
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН - МНЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ
26.05.2008 18:39
Более пятидесяти городов России приняли участие во всероссийской акции "Марш пустых канистр по убитым дорогам", которая прошла 24 мая. Автомобилисты требовали снижения цен на бензин с 24 рублей за литр до 15-16, улучшения качества топлива и строительства хороших дорог. На основании этих и других требований участники акции подготовили обращение к правительству России.
"Мы - страна, которая добывает нефть и продает ее. В это же самое время своим гражданам продает топливо по цене больше, чем страны-импортеры этой нефти", - заявил на прошедшем в рамках акции митинге в Москве руководитель движения автомобилистов "Свобода выбора", выступившего инициатором проведения акции, Вячеслав Лысаков. "Например, сейчас в США стоимость литра 92-го бензина 90 центов. У нас в ряде регионов цена перевалила даже за доллар. Даже солярка, которая касается, прежде всего, грузоперевозчиков, стоит более доллара. В себестоимости грузоперевозок стоимость топлива составляет 40%, и все эти деньги ложатся на плечи потребителя, дорожают товары. Может, и нам тогда не добывать топливо, оставить его потомкам, закупать нефть, тогда экология будет прекрасной, и цена топлива снизится?", - предложил он.
Отметим, что, по прогнозам экономистов, рост внутренних цен на бензин в 2008 году может составить 20-30%.
Почему цены на бензин в России, экспортирующей нефть, выше, чем в странах ее импортирующих? Кто должен отвечать за качество бензина? Сколько должен стоить бензин в России? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
Все парламентарии сошлись во мнении, что монополизм в области нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности ведет к постоянному росту цен на бензин. По их словам, отвечать за качество топлива должны компании-производители и поставщики.
Регулировать цены на бензин и следить за его качеством должно государство, уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
"Цены на все виды топлива должны регулироваться государством", - заявил сенатор. "И никаких ссылок на рыночные условия быть не должно, иначе рост цен на топливо будет и дальше провоцировать рост цен на продукты питания", - подчеркнул парламентарий.
Напомнив, что на Западе и в Америке бензин дешевле, чем в России, Гусев в то же время затруднился назвать приемлемую цену для внутреннего рынка. "Для этого необходимо знать себестоимость топлива, но, в любом случае, цена не должна быть в тягость автолюбителям и государственному транспорту", - заметил политик.
Сенатор также рассказал, что в России существует 27 нефтеперерабатывающих заводов, из которых только 3 были реконструированы. "Бензин выпускается уже некачественным, а на бензоколонках его еще "улучшают", поэтому отвечать за качество топлива обязаны собственники, а контролировать его – государство", - подытожил Владимир Гусев.
На рынке нефтеперерабатывающей промышленности нужно создать условия для реальной конкуренции, уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике, представитель в СФ от администрации Кемеровской области Сергей Шатиров.
"Снижению цен на бензин и поднятию его качества будет способствовать создание реально конкурентной среды в области нефтеперерабатывающей промышленности", - заявил сенатор. Парламентарий не одобряет сложившуюся в России ситуацию, когда крупные владельцы скважин являются одновременно владельцами бензоколонок. "Это – плохо, поскольку возникают монополии, которые не дают ценам идти вниз, поэтому эту цепочку следует "разрезать", и правительство уже вплотную занялось этой проблемой", - отметил Шатиров.
Политик считает, что для создания конкурентных условий необходимо разрабатывать новые перспективные нефтяные месторождения и строить как можно больше нефтеперерабатывающих заводов. "Пусть они будут большие, средние, маленькие, но с одним высоким качеством выпускаемой продукции", - отметил сенатор. Что же касается новых месторождений, то парламентарий призвал освобождать их от налогов, в том числе от налога на добычу полезных ископаемых. "Нефтедобыче надо дать облегчение, ведь чтобы поднять новое месторождение, требуется от 6 до 10 лет, а иногда и больше", - подчеркнул Сергей Шатиров и заметил, что "только при выполнении всех этих условий цена на бензин станет внутри России такой, какой должна – гораздо ниже, чем в государствах-импортерах нефти".
Открытие биржевой торговли нефтепродуктами к снижению цен на бензин не приведет, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума.
"Нефтепродуктовая биржа не сможет "сбить" существующие в России высокие цены на бензин", - заявил сенатор. "Машин в нашей стране много, а нефтеперерабатывающие заводы давно не реконструировались, в Европе и Америке они намного мощней, следовательно, бензин у нас в дефиците и, следовательно, цена на него будет оставаться высокой", - пояснил парламентарий. Кроме того, добавил он, "мы – рыночная страна, а, каков спрос на рынке, такова и цена".
За качество топлива, по мнению сенатора, должны отвечать поставщики. "А государство должно сделать так, чтобы им невыгодно было "разбавлять" бензин, например, ввести очень высокие штрафы или отбирать лицензию", - заключил Василий Дума.
В России есть силы, заинтересованные в высоких ценах на бензин, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности Юрий Медведев.
"В России кому-то очень не хочется, чтобы в стране начала формироваться прозрачная биржевая торговля нефтепродуктами", - заявил депутат.
Затруднившись ответить кому конкретно невыгодно снижение цен на бензин, парламентарий сказал, что, "в первую очередь, тормозит биржевое строительство чиновничий аппарат, хотя депутаты уже восемь лет твердят о необходимости открытия нефтепродуктовой биржи". "Но нас же никто не слышит, поскольку за этим стоят колоссальные прибыли, от которых вместе с появлением биржи придется отказаться", - с возмущением подчеркнул Медведев.
Касаясь реальной стоимости бензина, политик отметил, что "стоить он должен столько, сколько стоит, то есть цену должен определять спрос". Но и государство, по мнению депутата, "не должно молча и бездейственно наблюдать за ростом цен и за ухудшением качества бензина". Среди мер по борьбе с некачественным топливом парламентарий назвал изъятие лицензий у недобросовестных производителей. "При таких ценах стараться еще всяческими вредными добавками увеличивать октановое число бензина – это настоящее преступление, за которое таких производителей и торговцев стоит привлекать к ответственности и лишать лицензии", - заключил Юрий Медведев.
В росте цен на бензин виновато государство, убежден депутат Госдумы четвертого созыва, председатель объединения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин.
"Поскольку нефтяные компании являются крупнейшими спонсорами власти, государство должно регулировать цены на бензин", - заявил он.
По словам Похмелкина, регулировка цен могла бы проводиться с помощью антимонопольной политики и биржевой торговли нефтепродуктами. "Уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости открытия нефтепродуктовых бирж, но это невыгодно нефтяным компаниям-монополистам, поэтому воз и ныне там", - подчеркнул он.
Назвав постоянный рост цен на бензин в нефтедобывающей стране "национальным позором", лидер движения автомобилистов заявил, что "в России цена на бензин должна быть в два раза ниже, чем в США, примерно 12 рублей за литр 92 бензина".
"Отвечать за качество бензина должны компании-производители, однако этого практически не происходит, потому что государственный контроль в нефтяной области отсутствует полностью", - заключил Виктор Похмелкин.
REGIONS.RU