Новые танки «Армата» поступят в войска в начале 2015 года Первая партия принципиально новых танков «Армата» поступит в российские войска в начале 2015 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарева. «Первая серия (танков «Армата») обязательно будет с нового года, а 9 мая вы увидите ее на параде в честь Дня Победы на Красной площади», - сообщил Бочкарев. Зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ отметил высокую стоимость новых машин. По его словам, контракт с НПК«Уралвагонзавод» (УВЗ), производящей эти танки, подписан на три года, и цена боевых машин, которые должны поступить на вооружение в следующем году, уже определена. «Армата» является унифицированной тяжелой гусеничной платформой, на базе которой будут выпускаться основные боевые танки нового поколения. Ранее сообщалось, что на шасси «Арматы» также планируется создать широкий спектр боевых машин для российской армии. Основные характеристики и внешний вид платформы до сих пор засекречены. Закрытая демонстрация «Арматы» прошла в Нижнем Тагиле в сентябре 2013 года. Предположительно, высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца военной техники на базе новой платформы, это основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эвакуационную машину. Также сообщалось о том, что «Армата» будет использована как шасси для самоходных артустановок и как база для создания боевых машин поддержки танков.
На создание «Арматы» у разработчиков ушло всего пять лет. Для машины такого класса это очень короткий срок. Поэтому, имея весьма общие представления о будущем танке, конструкторы и военные строго охраняют секрет его облика и компоновки. Эксперты приходят к выводу, что новый танк – «облегченная» версия разрабатывавшегося еще 15 лет назад перспективного танка «Объект-195», или Т-95 «Черный орел». Разработку этой машины закрыли в 2010 году - по одной из версий, из-за дороговизны проекта, по другой - из-за позиции Минобороны, возглавляемого на тот момент Анатолием Сердюковым. Он считал, что Т-95 - не более чем очередная модернизация Т-72.
Тогдашний главком сухопутных войск Александр Постников заявлял, что Т-90 «на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72», выпускавшегося с 1973 года. При этом стоимость одного такого танка составляет 118 млн. рублей за единицу. Как выразился главком, за те же деньги «можно купить три немецких танка Leopard-2. Следовательно, по его мнению, и Т-95 недалеко ушел от предшественника, а значит армии не нужен.
«Основные претензии к танку Т-90 связаны с его недостаточной живучестью, - рассказал телеканалу ЗВЕЗДА главный конструктор бронетанковой техники Уралвагонзавода Владимир Неволин. - Его недостаток: размещение в одном объеме людей, боекомплекта и топлива. В любом случае при пробитии брони неизбежно возгорание топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути отделения людей от топлива и боеприпасов. Кроме того, необходимо применение дистанционно управляемого вооружения. Эти принципы были реализованы в нашем перспективном изделии – «объекте 195». В нем, например, башня танка была уже без экипажа. Но такой проект оказался никому не нужен».
Про «Армату» известно, что танк будет иметь классическую шестикатковую схему. На Т-95 «Черном орле» их было семь. Экипаж, боезапас, двигатель и топливо поместят в отдельные бронекапсулы, что значительно повысит выживаемость - как самого танка, так и людей. Вместо рычагов управления появится штурвал. Внутри танка будет стоять новая 12-ступенчатая автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения и новый двигатель А-85-3А мощностью 1500 л.с. Для увеличения ресурса его «задушили» до 1200 л.с. Как говорят специалисты, при весе танка в 50 тонн (Т-95 весил 55 тонн) этого достаточно, чтобы существенно поднять маневренность новой боевой машины.
Для сравнения, на Т-90 (весит 46,5 тонн) силовая установка имеет мощность 1000 л. с. Т-90 может успешно передвигаться как по шоссейной дороге, так и по пересеченной местности со скоростью до 70 км/час на дальность свыше 500 километров без дозаправки. Способен преодолеть водное препятствие глубиной 5 метров, ров шириной 3 метра, вертикальную стену в 1 метр высотой. Под силу ему преодолеть подъемы и спуски с углом в 30 градусов. При этом Т-90 за умение «прыгать с трамплинов» во время многочисленных показов военной техники называют еще и «летающим танком». По этим параметрам, уверен Вячеслав Халитов, «Армата» превзойдет предшественника.
По габаритно-массово-силовым характеристикам ходовая часть «Арматы» должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. Так что можно рассчитывать, что в маркетинговых целях новый танк, как и его предшественник будет участником соревнований по «прыжкам с трамплина», «танкового балета», и вообще – покажет весьма высокую маневренность на поле боя. Для современного танка это одно из важнейших условий.
Особое место в конструкции «Арматы» занимает броня: многослойный «пирог» из металла, керамики и композитов. В ее основе новая броневая сталь марки 44С-св-Ш, созданная специалистами ОАО «НИИ стали», способная повысить броневые свойства техники более чем на 15%. Применение этой стали позволило разработчикам при сохранении необходимого уровня бронепробиваемости снизить вес конструкции на 15%.
Ожидается, что на «Армате» будет стоять полностью цифровая боевая информационно-управляющая система. В авиации ее еще называют «цифровой борт». С ее помощью осуществляется запуск, управление, диагностика и регулировка параметров работы машины. То есть, в случае поломки решать, что надо чинить, будет не экипаж или ремонтная бригада, а электроника. Похожее решение реализовано на новейшем немецком танке Leopard 2A6.
На «Армате», как и на истребителе Т-50, будет установлена новейшая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решетки (АФАР). Таких решений ни на одном танке мира нет. Система способна одновременно вести до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей, контролировать территорию в радиусе до 100 километров и в автоматическом режиме уничтожать цели размером до 0,3 метра. Благодаря наличию АФАР, «Армата» позиционируется, как универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и собственно танк.
Для решения этих задач на «Армате» будет стоять новая 125-мм пушка 2А82. По своим характеристикам, она превосходит немецкий 120-мм ствол L-55, установленный на танке Leopard 2A6. По техническому уровню, говорят разработчики орудия, 2А82 превосходит все западные танковые пушки в 1,2 раза, а непосредственно немецкий ствол в 1,17 раза. При этом российское изделие еще и на 60 см его короче.
К новой пушке для «Арматы» разработаны боеприпасы повышенного огневого могущества. Все они приняты на вооружение еще в 2013 году. И, как говорят представители промышленности, серийно производятся. Поэтому к моменту появления новых танков в войсках, для них будет заготовлено достаточное количество боеприпасов.
Кроме пушки, на «Армате» будет установлен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ и 12,7-мм пулемет «Корд». Они находятся снаружи башни на отдельных поворотных модулях. Управление им будет вестись экипажем дистанционно с помощью компьютеров и электрических приводов. Это означает, что во время стрельбы военнослужащим не придется высовываться из люка. Готовый к бою боекомплект - 1000 патронов. Еще 1000 хранится в ящике ЗИП на корме башни.
Новая броня - не единственное средство защиты экипажа «Арматы». По некоторым данным, этот танк станет первым, на который установят новые средства активной защиты от реактивных гранат и подкалиберных снарядов. Это новейшая разработка Коломенского бюро машиностроения – «Афганит». Из открытых источников о ней известно, что радиолокационная система работает в миллиметровом диапазоне, впервые использует защитные боеприпасы с боевой частью типа ударное ядро, а не осколочные, как раньше. Ближний рубеж перехвата ракет, снарядов или реактивных гранат составляет 15-20 метров, а максимальная скорость перехвата бронебойных подкалиберных снарядов – 1700 м/с. В перспективе на «Армату» планируется установить еще более совершенную систему защиты «Заслон». Она уже будет способна перехватывать цели, летящие со скоростью от 2500 до 3000 м/с.
«Армата» - поистине «золотой» танк. В его разработку ОКРы и НИОКРы, модернизацию производства, в 2011 году по словам Владимира Путина, вложили 64 млрд. рублей. Говорят, что один танк обойдется Минобороны в 400 млн. рублей - дороже истребителя 5-го поколения Т-50. Но надо понимать, что танк действительно новый. и многое, что на нем реализовано сделано впервые и с нуля. Серийное производство машины развернется с 2015 и до 2020 года. Минобороны планирует получить за эту пятилетку не менее 2,3 тыс. танков. Их название пока неизвестно: назывались варианты Т-14 «Армата» или Т-99 "Приоритет". Уралвагонзавод обещает, что с началом серийного производства «Арматы» оптимизирует цену. Об этом говорит и вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс. Пока же, появление новых танков на публике обещано на Параде Победы 9 мая 2015 года.