Только за последние две недели в Москве наблюдался еженедельный рост цен на бензин и дизтопливо, причем стоимость литра топлива росла ударными темпами – в среднем по 15-30 копеек в неделю. В итоге, ценники на многих АЗС пробили психологически важную отметку в 30 руб. Представители нефтяных компаний говорят о том, что цены поползли вверх из-за того, что началась посевная компания – сельхозпредприятия получают топливо по льготным ценам прошлого года и нефтяникам просто приходится компенсировать свои убытки за счет розничного рынка.
Однако, как оказалось, нефтяные компании попросту придерживают топливо на своих нефтеперерабатывающих заводах. Сохраняя запасы на нынешнем рекордном уровне, крупные нефтяные комапании на фоне сезонного роста спроса не торопятся наращивать предложение бензинов на бирже. Как пишет газета «КоммерсантЪ» за прошлую неделю стоимость АИ-95 на российских биржах увеличилась в среднем на 2,8%, или 910 руб. за тонну, биржевые цены на АИ-92 выросли на 3%, или 915 руб. за тонну (по данным ИАЦ «Кортес»). Темпы прироста цен на спотовом рынке несколько ниже — 1,6% и 2,5% соответственно. По данным издания, купить бензин вне биржи независимым трейдерам становится все сложнее — нефтяные компании стремятся продавать топливо только собственным сбытовым подразделениям.
«Компании пытаются немного разогреть рынок,— полагает директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.— Они понимают, что через две недели начнется контрактование на май — а это месяц достаточно хорошего спроса,— и терять свою потенциальную выгоду не хотят. Причем цену они будут разгонять в оптовом и мелкооптовом звене, розницу они пока вряд ли будут трогать». Увеличение оптовых цен при сохранении розничных на нынешнем уровне угрожает рентабельности независимых АЗС.
При этом, по его мнению, нефтяные компании контролируют ситуацию и не допустят повторения топливного кризиса 2011 года. «Никакого дефицита не будет. Нефтяники наверняка учли опыт прошлого года, когда они просто не могли в ряд регионов доставить бензин из-за логистики. Накопленные запасы в 1,8 млн тонн — это около 6% от годового потребления, такая масса сумеет обеспечить наполнение рынка»,— считает собеседник «КоммерсантЪа». В схожем поведении нефтяных компаний нет ничего удивительного. «Когда количество нефтяных компаний ограниченно, а ориентир и сбытовая политика у них одна, что тут удивляться, если они действуют одинаково. Это абсолютно маркетинговая ситуация. В ней нет ничего необычного — она прямое следствие того, что ряд сдерживающих факторов был нерыночным»,— говорит господин Строков.
Таким образом, можно сделать вывод, что цены на топливо на розничном рынке стабилизируются через две-три недели. Никаких предпосылок к снижению или стабилизации цен нет. Напомним, что ранее парламентарии предложили воспользоваться «украинским опытом» и более чем вдвое повысить дополнительные акцизы на бензин (7-8 рублей вместо 3 рублей за литр).
А Владимир Путин, в свою очередь, заявил: «Повышение акцизов обусловлено необходимостью формирования дорожных фондов. Это значительные ресурсы – если от транспортного налога регионы получают около 90 млрд рублей, то от повышения акцизов они получат 93-94 млрд рублей».
Учитывая то, что акцизы (как и налоги) составляют около 60% стоимости литра топлива, непосредственным образом влияя на его дороговизну, то следует готовиться к скорому вступлению в ЕС. Правда, пока только по части цен на топливо.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/04/12/1727178