Конец еще одной отрасли в России ..... Рабочие ЧТЗ-Уралтак протестуют против сокращения производства и задержек заработной платы. «Авторами» ситуации на предприятии называют руководство УВЗ.
Радужные картины будущего челябинских тракторостроителей, которые с периодичностью раз в квартал рисовал для российского Правительства и широкой общественности глава «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, перечеркнули жирным крестом. Причем сделали это сами рабочие ЧТЗ и лидеры официального(!) профсоюза. В понедельник, 17 ноября они вышли на митинг. Цель – привлечь внимание к проблемам предприятия.
Казалось бы, откуда у ЧТЗ, входящего в состав НПК «Уралвагонзавод», могут быть проблемы? Вроде, положение корпорации стабилизировалось, военные производства загружены под завязку, работает и цех ЧТЗ, выпускающий двигатели для бронетехники. Все это так, но остальные производства некогда легендарного завода умирают.
Как заявил председатель профсоюзного комитета предприятия Олег Косых, сегодня легендарный завод находится в критическом состоянии и «честнее было бы его закрыть, трудоустроив работников, чем бесконечно мучить оставшийся трудовой коллектив из 7 800 человек». Почему глав профсоюза столь радикален? Последнее время ЧТЗ работает не более 12 смен в месяц, поэтому почти половина работников получает минимальную заработную плату – 7 630 рублей, да и то с задержкой на два-три месяца. Официально средняя заработная плата на ЧТЗ составляет 20 тысяч рублей в месяц, но ее выплату с начала года задерживали уже шесть раз. При этом генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Виктор Воропаев никакой ответственности за задержки так и не понес, говорят в профсоюзе. Чтобы выжить, рабочим приходится увольняться - по 200-300 человек ежемесячно.
В корпорации уверяют, что все дело – в неблагоприятной мировой конъюнктуре. ЧТЗ-Уралтрак» был рассчитан на массовое производство тракторов и двигателей. Но последние годы динамика была не самой лучшей. Если в 2007 году предприятие выпустило 2463 машин, в 2010-м всего 453, в 2011-м, за счет полученных бюджетных вливаний, 1760 единиц. По итогам 2013 года 60% рынка бульдозеров РФ занимал импорт. И в 2014 году падение производства не только по ЧТЗ, но и по отрасли в целом, продолжилось. По данным НП «Союздорстрой», за первое полугодие 2014 года импорт строительно-дорожной техники вырос на 46%, а выпуск на отечественных заводах упал на 15%. Россиян все сильнее пододвигают китайские компании, да и санкции, как бы ни хорохорились в УВЗ, делают свое дело. Выпуск бульдозеров и трубоукладчиков для «Южного потока» по понятным причинам не состоялся.
Когда в 2011 году ЧТЗ вошел в состав «Уралвагонзавода», предприятию сулили сказочные перспективы. «Тупика у нас нет!» гласили заголовки газет. 60 миллионов долларов на закупки нового оборудования, 50 миллионов евро на развитие центра двигателестроения, десятки миллионов в развитие заводской инфрастуктуры… Казалось, еще чуть-чуть – и для 12 000 (именно столько человек работало тогда) работников наступит земной рай.
Но очень быстро выяснилось, что новый владелец не имеет работающей стратегии развития предприятия. За последние 3 года управляющая команда на ЧТЗ менялась трижды. И придумать выход для развития линейки гражданской продукции менеджеры так и не смогли.
Как говорят в профсоюзе, «вместо проведения комплекса мероприятий, предусмотренных антикризисной программой, происходит бессистемный поиск неэффективных вариантов спасения завода, реализуется бездумная программа оптимизации численности персонала, при которой на фоне сокращения работников производства и специалистов среднего звена расширяются ряды высших управленцев и структур, связанных с имущественным комплексом. Производственные мощности перемещают с одного места на другое. При этом технологии и оборудование не обновляются». Руководство завода держит коллектив в полной неизвестности. Информирование о состоянии дел на предприятии происходит через заводские СМИ, прямое общение с заводчанами сведено до минимума.
Время от времени Олег Сиенко заявляет то о выпуске новых бульдозеров, то о планах по производству колесных экскаваторов. О беспочвенности и несбыточном характере этих заявлений наше издание уже писало - например, колесные экскаваторы заявленного типа вообще не востребованы рынком. Зачем же их выпускать? Или цель – не производство техники, а получение очередной порции бюджетных денег, которые можно направить на иные нужды?
Пока же доведенные до отчаяния рабочие ЧТЗ надеются на «доброго царя». Они направили письма в адрес Владимира Путина, полномочного представителя Президента РФ в УФО Игоря Холманских, депутатов Государственной Думы, губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и самого Олега Сиенко. Но будущий митинг – знак того, что вечно так продолжаться не будет. И уж если рабочий протест начинается в структуре госкорпорации, то тут есть над чем задуматься…
http://www.og.ru/articles/2014/11/14/35660.shtml