Указ о сокращении численности сотрудников МВД на 20% мне представляется малозначимой бюрократической игрой: вспомните советское «сокращаем аппарат – удлиняем змеевик». Сама идея сокращения численности, на мой взгляд, чрезвычайно спорная. Безусловно, это позволит немного снизить издержки (если при этом всё не пойдет на повышение зарплат оставшимся милиционерам), но вряд ли заставит систему работать лучше. Если на предприятии снизить число сотрудников на 20% (даже за счет вакансий), станет ли оно более эффективным? Почему же мы ждем каких-то значимых качественных перемен от структуры меньшего размера?
Ошибка и говорить о том, что будет сокращена пятая часть сотрудников МВД. В таких случаях в первую очередь закрываются незанятые вакансии (а их в госструктурах всегда много), а потому о том, каким будет реальное сокращение, можно только догадываться.
Чрезвычайно распространенное убеждение, что если повысить зарплату сотруднику, то он станет работать более качественно, тоже вызывает сомнения. Допустим, число сотрудников в МВД снизилось на 20%, и пусть заработные платы у всех тех, кто остался, выросли на те же 20%. Кто заметит это повышение и воспримет его как значимое и принципиально изменяющее положение дел? В среднем, в госструктурах заработная плата повышалась в последние докризисные годы на 8 – 10% в год, в 2009 году такого повышения, что вполне естественно, не произошло. Если в 2011 году начать платить на 20% больше, то прибавка будет восприниматься как должное, как восстановление нормального хода событий и выход страны из экономического кризиса. Рассуждать такой сотрудник будет в духе: «Наконец-то мне отдали то, что должны, за то, как я работаю!".
Возникает вопрос: на сколько нужно повысить выплаты, чтобы произошли реальные изменения? Очевидно, что повышение на 20 – 30% ни на что не повлияет, а увеличение в 10 раз значительно повлияет на положение дел, но будет, мягко говоря, ударом по государственному бюджету и сразу же вызовет перекосы во всей системе зарплат. Если устранить их, значительное повышение получат и военные, и врачи, и учителя и т.п., чего бюджет вынести не сможет.
Полицейские на Западе тоже брали бы взятки, если бы не понимали, что их могут уволить, и это не призрачная, а вполне реальная угроза. В их головах, когда им предлагают взятку, проносятся примерно следующие мысли: «Чем я рискую? Мне осталось работать 10 лет. Я получаю 70 тысяч долларов в год. Пусть он заплатит мне хотя бы 500 тысяч, и мы разойдемся». В России репутационного риска пока нет никакого, нет культуры поддержки своей репутации как основы капитализации лица, заботы о своем track-record – записи того, что с тобой происходило, и в приказном порядке изменить ситуацию нельзя, должны накопиться традиции внимательного отношения к прошлому сотрудников.
В любом случае проблема российского МВД, на мой взгляд, – вовсе не в деньгах: всегда найдутся люди, которые будут работать на государство при практически любой зарплате. Да, таких людей, возможно, меньше, чем в милиции работает сегодня, но для меня, например, совершенно очевидно, что тех же сотрудников ГИБДД сейчас раза в три – четыре больше, чем требуется. У нас они на каждом шагу, а регулирования движения нет никакого – только обеспечение проезда «шишек». На западе полицейских не видно, но стоит произойти затору или аварии – они тут как тут, и главное – стараются помочь автомобилистам, а не поживиться за их счет.