Евсюков значительно моложе своих коллег-начальников. Среднестатистическому начальнику ОВД (майору или подполковнику) — от 35 до 45 лет, хотя в последнее время появилась мода ставить на ответственные посты молодых. Эти люди, как правило, проходят все ступени службы, начиная с должности патрульно-постового, и знают тяготы милицейской жизни не понаслышке. Зарплата Евсюкова составляла 35 тысяч рублей.
Понятно, что на эти деньги сложно кормить и одевать семью и самому выглядеть достойно. Но при желании изворотливый начальник милиции может сам повысить себе жалованье. Хорошее подспорье — рынки. Там всегда есть к чему придраться. На столичных базарах работают продавцы без регистрации, медкнижек и документов на торговлю. Вот администраторы рынков и отстегивают начальнику ОВД до 1 тыс. долларов в месяц за то, чтобы сотрудники милиции не лезли с постоянными проверками.
За спокойную жизнь платят и фирмы, использующие в работе нелегалов. Владельцы строительных организаций, автосервисов, пекарен и прочих контор отсчитывают от 500 до 1000 долларов в месяц каждый (количество нулей зависит от крутизны предприятия). Такие же суммы выплачивают покровителю администраторы ресторанов и кафе, чтобы избежать незапланированных проверок. Кстати, практически любой милиционер — от начальника до постового — в любое время может зайти в “подшефное” заведение и бесплатно перекусить. Чем больше звезд на погонах, тем выше уровень точки общепита. Бесплатным походом в ресторацию обычно заканчиваются и приезды в отдел проверяющих из управления.
Если бы случай в этом московском супермаркете был один-единственный - ну, тогда, наверное, можно было строить на этот счёт какие-то теории. Но ведь их – сотни и тысячи, региональная пресса просто переполнена публикациями по ментов-убийц, которым всё сходи с рук. И какая реакция власти на это? Никакой. Нам объясняют, что так во всём мире.
Что ж, подобные случаи, когда полицейский начинал ходить по городу и мочить людей в мире действительно бывают, например в США. Одна из таких историй настолько нашумела, что по ней даже боевик сделали, называется «Право на убийство» с Робертом Де Ниро и Аль Пачино в главных ролях. Но в США немножко другая ситуация была: слегка спятивший полицейский убивал не покупателей в универмаге, а наркоторговцев и прочих негодяев, спасённых адвокатами. Копа такая ситуация настолько расстроила, что он стал мочить гангстеров по личной инициативе и в частном порядке. То есть Аль Пачино играл явно не майора Пронина. И на американский флаг он не мочился, и стариков не пинал, и младенцев не бил, иначе кинозрители сразу бы стали сочувствовать ганстерам. Другими словами в массовом сознании сутенер, наёмный убийца, торговец людьми, оружием и наркотиками – это личность более высокоморальная, чем полицейский, гадящий посреди ресторана или расстреливающий покупателей в супермаркете.
И видимо поэтому, ни в США, ни вообще где-либо в мире таких уродов нет и не было. Даже сборщики податей завоевателя Чингисхана – и то так себя не вели, в летописях как-то не упоминается, чтобы злой татарский баскак пришёл на рынок и от нечего делать кинулся на людей с саблей. Но в россиянкой федерации описанные зверства – это, похоже, норма, это можно сказать кодекс поведения. Не суть важно, что подтолкнуло мента достать ствол и начать убивать людей – эмоции, алкоголь, атмосферное давление или что-то ещё. Важно, что в каких-то обстоятельствах из него полезло его нутро – типичное нутро полицая оккупационного режима. И пока этих нукеров всех не выгнать в три шеи – каждый человек, проходящий мимо мента, находящийся возле мента в магазине, в трамвае, в общественном сортире, наконец, должен быть готов к тому, что мент может достать пистолет и выстрелить ему или его ребенку в лоб. Обычно менты, конечно, себя немного контролируют, однако всякое может случиться: водка, ссора с женой, звёзды или атмосферное давление. И всё: ба-бах – и у вас пуля в голове.