
kitty
Активный участник
- Регистрация
- 29.03.2006
- Сообщения
- 28 016
- Реакции
- 79
- Баллы
- 48
hh.ru позабавил с утра статьей :derisive: Много, но занятно
Юрий Буравлев, руководитель проекта «Service-Best Consulting»:
Поиск нового специалиста обычно происходит на вакантную или вновь сформированную должность, хотя иногда подбор ведется при еще работающем сотруднике. Работники HR-департамента или службы персонала – обычные люди, не лишенные некоторой доли субъективизма, связанного с определенным психотипом: внутренним миром, характером, культурой, личностными ценностями, жизненным опытом. Все это сказывается на их поступках и решениях, не соответствующих порой стандартам, регламентам, а порой – и здравому смыслу: профессионализму соискателя, его реальной и потенциальной ценности для компании.
Принимающий решение человек априорно субъективен уже в момент собеседования. Каждый имеет свои личные взгляды, находится в каком-то настроении, и его мыслительный процесс, касающийся результатов собеседования, слабо предсказуем. Принятие решения об отказе кандидату происходит порой с учетом странных и не совсем логичных аргументов, действий и поведения представителей работодателей, лишающих таким образом соискателей потенциальной вакансии. И как правило, мы не знаем, чем и как руководствуются рекрутеры, отказывая нам в приеме на работу, когда, вроде бы, собеседование прошло успешно. Но все это только на первый взгляд. Несомненно, большое значение имеет профессиональная интуиция менеджера по персоналу и опыт кандидатов, пришедших на собеседование. Но они ведь тоже далеко не все идеальны – со своими комплексами, страхами и сомнениями.
В чем нередко скрывается истинный смысл отказа, мы узнаем из истории героини нашего материала, соискательницы женского пола в возрасте 35 лет, имеющей убедительное, грамотно составленное резюме, письменные и устные рекомендации руководителей высокого ранга, успешный опыт работы и пр.
Начало истории
История началась с того, что соискательнице была дана положительная и серьезная письменная рекомендация с последнего места работы, послужившая поводом для непосредственного участия в процессе поиска и анализа ситуации автором этого материала. Это абсолютно реальная ситуация с реальными людьми. Оговоримся, что в середине этих событий поиск работы фактически отошел на второй план. Наибольший интерес представлял процесс контакта с потенциальными работодателями и их представителями, который превратился уже в эксперимент.
Поиск работы начался с формирования убедительного резюме и его размещения на всех известных сайтах. Вначале резюме было составлено самостоятельно. Для грамотного, краткого изложения информации нашей соискательнице не потребовалось много времени. С этим она справилась легко и просто. Никаких сомнений в том, что резюме не останется без внимания работодателей, не было. Занимаемые ранее должности, опыт работы и достигнутые результаты, в том числе финансовые, подкрепляли эту уверенность. Умение вести деловую переписку, культура речи, аналитический склад ума, имена известных и крупных компаний в резюме усиливали ожидание быстрого и эффективного результата. Оценка соискательницы автором рекомендации, как предыдущего руководителя, внушала уверенность и ему. Процесс пошел.
Не каждый день человек меняет работу. Поиск ее – кропотливый и тяжелый труд, напоминающий работу золотоискателя, промывающего грунт в поисках золотого песка. Через какое-то время стало ясно, что резюме в первую очередь интересует представителей непрофильных областей, сетевого маркетинга, сомнительных и непонятных предприятий, имеющих электронные адреса на поисковых порталах. Таким работодателям был дан красный свет, тратить время на подобные предложения наша соискательница, естественно, не стала.
На фоне систематического обновления резюме для нахождения его на первых страницах работных сайтов, соискательница начала самостоятельный просмотр открытых вакансий и рассылку своего резюме работодателям. Результат ошеломил: лишь 10% отреагировали на отклик, подтвердив готовность к личной встрече.
К моменту начала поиска нового места работы соискательница внимательно и обстоятельно проштудировала и уяснила всю возможную информацию, необходимую для успешного прохождения собеседования, которая в избытке содержится сегодня в интернет-пространстве. Времени на это было потрачено немало. Дополнительно от рекомендателя соискательница получила устную консультацию, на какие вопросы, касающиеся предыдущей работы, следует обратить особое внимание на интервью. Сомнений в провале быть не могло, ее готовность была оценена по высшему разряду. Опыт рекомендателя, как руководителя с большим опытом и стажем работы в профильной области, долгий срок совместной работы с соискательницей вселял спокойствие и в него.
Пришло время первых собеседований. Как готовится уверенная в себе женщина к публичным событиям и мероприятиям? Она надевает соответствующую одежду, наносит легкий макияж и делает прическу. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного. Это нормально и является в определенной степени стандартом поведения. Безусловно, каждый соискатель помнит поговорку, что «встречают по одежке». По вопросам внешнего вида сайты, где работодатели размещают вакансии, предоставляют соискателям обширную и полезную информацию, позволяющую избежать ошибок. В этом отношении, упомянутая соискательница также была на высоте.
Ко всему сказанному хочется сделать одно небольшое дополнение. Наша соискательница была от природы хорошо сложена и обладала природной красотой. Она была не просто симпатична и привлекательна, а обладала кукольной внешностью, что и без всякого макияжа сильно бросалось в глаза. Прятать это никогда не было необходимости, да и глаз сослуживцев это всегда радовало. Особенно на фоне огромной работоспособности, профессионализма, ответственности и инициативы – качествами, которыми этот человек справедливо заслужил авторитет и уважение коллег на последнем месте работы.
Шло время
Собеседования проходили одно за другим, но положительного решения все не было. Вначале этот факт не вызывал серьезного опасения. Казалось, что где-то уровень предложений работодателей несколько ниже возможностей кандидата, или удаленность дома от места работы работодателю казалась неприемлема. Но через некоторое время количество отказов, а чаще молчания, после интервью показалось слишком странным. За помощью и советом она обратилась снова к своему бывшему руководителю.
Были детально рассмотрены несколько последних встреч, проанализированы вопросы и ответы, прозвучавшие в ходе собеседований. Помогло то, что соискательница обладала хорошей памятью и не ленилась записывать главные моменты в свой блокнот после посещения очередной компании. В итоге никаких серьезных упущений обнаружено не было. Но в душе автора этого материала засели некоторые сомнения, что ситуация требует более пристального внимания и контроля.
Чтобы получить информацию из первоисточника, на последующие встречи с работодателями соискательница вооружилась диктофоном, который незаметно включался и находился вне поля зрения участников собеседования. Это позволило детально проводить разбор каждого интервью. По ходу прослушивания записей соискательница давала комментарии относительно действий участников, которые не могли быть отражены в аудиозаписи: мимика, жесты, взгляды и пр. Конечно, выручила бы видеозапись, но вести ее скрытно было очень рискованно.
Шаг за шагом все моменты модели собеседования оттачивались до безупречности. Было отредактировано резюме (очевидно, что предела совершенству нет), но положительный результат так и не был получен – отказы продолжали поступать. Ситуация озадачивала. Рекомендатель посчитал затронутым свой авторитет бывшего руководителя и сослуживца, и доведение дела до достижения положительного результата стало уже принципом.
Ситуация стала проясняться после пары безуспешных собеседований, когда под контроль был взят весь процесс подготовки к нему, от начала до конца.