Минфин создает базу кредитных автомобилей МОСКВА, 6 авг — РИА Новости. Минфин РФ для снижения уровня мошенничества в залоговом кредитовании намерен законодательно закрепить процедуру регистрации заложенных автомобилей и другого движимого имущества, создав единую базу по таким залогам в Центральном каталоге кредитных историй при ЦБ, пишет в пятницу газета «Коммерсант».
Минфин разработал проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». После согласования всеми заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект будет представлен в правительство. Сейчас залог на движимое имущество, в том числе автомобили, никто не регистрирует. В результате мошеннические действия по перепродаже заложенного имущества достаточно распространены: от них страдают как банки-кредиторы, так и добросовестные покупатели имущества, не знающие о его обременении.
Наиболее уязвимым для мошенников является автокредитование. При получении автокредита заемщик, оформив в банке залог автомобиля, получает в автосалоне паспорт транспортного средства (ПТС), необходимый для постановки машины на учет в ГИБДД, который через пару недель необходимо предоставить на хранение в банк. При этом автомобиль является собственностью заемщика и зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники или сразу после регистрации продают автомобиль третьим лицам или, сдав ПТС в банк, заявляют о его утере в ГИБДД и, получив дубликат ПТС, продают машину. По оценкам участников рынка, мошенническим образом продается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей.
Вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей неоднократно поднимался банковским сообществом. При этом наиболее активно обсуждалась возможность фиксации информации о залогах автомобилей в базе ГИБДД. Однако такой базы до сих пор нет.
В Минфине предоставить текст разработанного законопроекта отказались, однако пояснили, что «для создания базы данных о заложенном движимом имуществе (транспорте, оборудовании и т. п.) предлагается использовать Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), который ведет ЦБ». «Дополнительно это позволит расширить возможности бюро кредитных историй (БКИ) по предоставлению информации заинтересованным лицам»,- говорит собеседник газеты. В Банке России «Коммерсанту» подтвердили, что такая идея обсуждается. «Однако ее обсуждение только начато, потому говорить о каких-то деталях на текущем этапе преждевременно»,- сообщил собеседник в ЦБ.
Знают о новой идее и участники рынка кредитных историй. «Такая идея действительно предлагалась участниками рынка, и я рад, что ею заинтересовались уполномоченные ведомства,- говорит гендиректор “Эквифакс Кредит Сервисиз” Олег Лагуткин.- БКИ при этом могли бы выступать агентами ЦККИ по продаже такой информации». «Идея регистрации движимого имущества, выступающего залогом по кредиту, обсуждается,- сообщил и гендиректор НБКИ Александр Викулин.- Эта идея, несомненно, будет востребована». По словам господина Викулина, НБКИ уже начало работу в этом направлении, не дожидаясь принятия закона. «В настоящее время мы сотрудничаем по сбору информации о заложенных автомобилях с двадцатью банками: наша база насчитывает данные о нескольких сотнях тысяч автомобилей», — указывает он.
Этот закон, в случае его вступления в силу, сможет существенно снизить риски мошенничества в автокредитовании, признают и банкиры. «Планы по принятию закона о регистрации уведомлений о залоге можно только приветствовать,- отмечает руководитель блока “Розничный бизнес” Альфа-банка Алексей Марей.- Можно предположить, что банки будут передавать информацию в назначенную организацию добровольно, так как сами выиграют от этого». «Я думаю, многие будут прибегать к услугам такой базы даже платно, особенно при умеренных ценах», — говорит начальник управления развития автокредитования Юникредит банка Иван Сысков. Он указывает, что процедура получения информации о заложенных автомобилях должна быть технически простой, а отчетность строгой, чтобы такая информация была аргументом в суде.
Кроме банков, в получении данных об обременении автомобилей залогом заинтересованы и потенциальные покупатели машин. Однако получение ими такой информации потребует законодательных поправок, указывают эксперты. Сейчас, по закону о кредитных историях, получить такую информацию может только сам заемщик или его кредитор.
http://news.mail.ru/economics/4222062/