http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/747320-echo/ М.ВЕЛЛЕР: Так вот, если бы у всех была работа, колбаса, дом, семья, деньги и уверенность в завтра, то жизнь была бы безусловно хороша и значительно лучше, чем сегодня. Я не согласен с тем, что Курилы навсегда будут российскими. И Земля наша не вечна во Вселенной, и любое государство. И потеряв всю Новороссию, которая отошла в состав Украины, Северный Казахстан, который, скорее, был Россией и много еще чего, вцепиться как собаки в ненужную кость, в эти 3 скалы, которые были стратегическим плацдармом в 1945-м, которые имели оборонное значение затем и которые не имеют никакого значения кроме политического сейчас, это не более чем возможность продемонстрировать, что нет-нет, мы своей не отдадим ни пяди.
М.КОРОЛЕВА: То есть мы не правы?
М.ВЕЛЛЕР: В данном случае это политика, скорее, глупая, потому что смотреть надо на главное, а не на эту ерунду.
М.КОРОЛЕВА: А что главное?
М.ВЕЛЛЕР: Не надо угонять свои деньги за бугор, не надо продавать свои недра на десятилетия вперед, не надо открывать свою экономику для всего мира, потому что весь мир ее радостно прикончит, ибо мы не конкурентоспособны в рамках ВТО и так далее. Вот эти моменты главные.
...
Отдавать их нужно было 15 лет назад с тем, чтобы получить с Японии как можно больше пользы в виде технологий, в виде концессий, в виде средств и, самое главное, в виде важнейшего экономического партнера против китайской экспансии. Японцы и китайцы друг друга традиционно не переваривают. Сейчас китайская экспансия в Приморье, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири конкуренции не имеет, а так она бы имела. Политику мы ведем, на мой взгляд, совершенно бездарную, которая ограничивается: а) декларациями о том, что мы не позволим, и б) внешнеполитической защитой интересов большого бизнеса. Вот и вся внешняя политика.
М.КОРОЛЕВА: Смотрите, что бы мы с вами ни говорили, вот Сергей Приходько, помощник президента сегодня сказал: «Суверенитет России в отношении Курильских островов ни сегодня, ни завтра не подлежит никакому пересмотру». Точка. То есть Япония может протестовать...
М.ВЕЛЛЕР: «Брось колбасу, дурак! – закричал Остап. – Я все прощу!»
М.КОРОЛЕВА: Нет, это все прекрасно. Но это в данном случае не Остап никакой, в данном случае помощник президента говорит: «Не пересматривается вопрос. Мы будем туда летать, президент будет туда приезжать».
М.ВЕЛЛЕР: И не надо. Мы будем приезжать сколько угодно. И, в конце концов, это все равно кончится тем, чем это неизбежно должно кончиться.
М.КОРОЛЕВА: А именно?
М.ВЕЛЛЕР: Потому что к нашему величайшему прискорбию население России сокращается, численность населения на Дальнем Востоке в Приморье сокращается. Еще через 10-15-20 лет держать Восточную Сибирь, Приморье и Дальний Восток будет некем, не будет людей.
М.КОРОЛЕВА: Армия, пограничники.
М.ВЕЛЛЕР: Вопрос о переделе границ встанет раньше или позже. Мудрость политика, профессионализм политика заключается в том, что он должен предусматривать историческую неизбежность и предвосхищать ее, предпринимая самостоятельные шаги на пользу государству раньше, чем государство получит пинка, от которого не сможет перекрыться. Мы этого, к сожалению, не делаем.
...
Сергей из Кронштадта вам пишет: «Михаил Иосифович, ну, ведь, никогда территории не отдавались без войны за малым исключением. Что же, война с Японией, что ли? У нас и так мирный договор не подписан».
М.ВЕЛЛЕР: Нет, ни в коем случае. Вот у нас до 1945 года этих Курил никогда не было Южных. Но вся Прибалтика, Украина, Белоруссия, Закавказье, Средняя Азия, Туркестан, Закавказье – все это входило в состав Российской империи, а затем Советского Союза. Развалено все, пропадает все. И, вот, имеется такой пунктик, такой яркий мячик, который можно демонстрировать, что мы своего не отдадим. К величайшему сожалению (ощущение такое), дело идет к развалу страны, ибо разделение страны на несколько частей в интересах богатейшей верхушки, в интересах транснациональных корпораций продолжает просто усиливаться. Потому что бóльшая часть страны, бóльшая часть населения экономически никому не нужна.
...
М.ВЕЛЛЕР: Никому не нужно. И, вот, тогда у нас все эти безумные какие-то проекты инженера Гарина, миллионерские дворцы, миллиардерские на острове Русский будут столице Дальневосточной Российской республики. Город, например, Иркутск будет столицей Восточносибирской Российской республики. Сочи будет столицей Южнороссийской республики. А, вот, основная часть страны с основной частью населения, которая принадлежит, вроде бы, к промышленности, которая никому нигде не нужна, сельскому хозяйству, которое никуда нигде не нужно, их надо только кормить с этого сырья, который добивается и переталкивается за рубеж. А пусть они живут себе сами, и вот тогда как египтяне они будут...
М.КОРОЛЕВА: Или пусть они уезжают.
М.ВЕЛЛЕР: Совершенно верно. Они будут выходить на площадь и кричать, что они хотят работы. А им будут говорить: «Однако, нету работы, вот, кончилась вся». Это было бы экономическим...
М.КОРОЛЕВА: Да не выходят они, Михаил Иосифович, не выходят. Вот, вас о чем слушатель-то и спрашивал. В России-то все тихо. Может быть, у нас и не лучше, чем в Египте, в смысле экономически, но никто не выходит. Почему?
М.ВЕЛЛЕР: Все-таки, Россия – страна несколько более цивилизованная и организованная, чем Египет, но менее, чем Германия. То есть не хватает сил, действительно, установить экономический, политический порядок, но хватает сил контролировать ситуацию в большей степени, чем в этих исламских сатрапиях. Вот потому и не выходят, что: после взрыва на шахте погибают десятки, сотни человек, шахтеры перекрывают дорогу, чтобы как-то привлечь внимание. «А это, - говорят, - бунтуют те, которые вообще не шахтеры, это вообще лидер преступной группировки – смотрите фотографию». Потом оказывается наглое циничное вранье. Это говорится маленечко ошиблись.
То есть люди выходят с синими ведерками – «Ах они, негодяи, они мешают движению». Ну, мы не говорим о Триумфальной площади, обо всем, ну, столько раз уже говорилось. То есть любые попытки давятся в зародыше. Вот как только в котле дырочка, эту дырочку глиной старательно замазывают. В результате, конечно, котел грохнет раньше или позже (это совершенно всем понятно), поэтому должны приниматься какие-то превентивные меры, то есть проводить реформы, разделять страну, вывозить деньги за рубеж.
...