Не курьёз, но... (взял с сайта
http://nazaderjke.ru)
Двадцать жизней Шаварша Карапетяна
Шаварш Карапетян (19.05.1953)— семикратный чемпион СССР, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы по подводному плаванию.
16 сентября 1976 года он совершал пробежку по берегу Ереванского водохранилища вместе с братом. На их глазах троллейбус с 92 пассажирами упал с дамбы в воду.
Почему это произошло, так до сих пор никто точно сказать не может. Официальная версия — водителю стало плохо с сердцем. Неофициальная – драка водителя троллейбуса с пьяным пассажиром. Как бы то ни было, но к моменту, когда Шаварш Карапетян добежал до берега, на ходу скидывая одежду, троллейбус уже отнесло от дамбы метров на 25 и он погрузился в грязную воду, на глубину около 10 метров. Температура воды была порядка 12 градусов.
Не останавливаясь, он бросился в воду. Ничего не было видно: вода в озере была мутная. К тому же троллейбус поднял со дна густую тучу ила. Шаварш нащупал нижнюю перекладину лестницы, что ведет на крышу, ухватился за нее обеими руками; ударил в стекло ногами и проник в троллейбус. В это мгновение он понял, что перед погружением допустил оплошность: нужно было выполнить гипервентиляцию. Он знал, что после гипервентиляции может продержаться под водой более четырех минут, конечно, со свежими силами. А всплыть вхолостую за воздухом — потерять минуту, а, значит — чью-то жизнь. Удушье становилось нестерпимым, в глазах у него уже темнело. На яростном сверхусилии, понимая, что надрывает свой столь гармонично развитый организм, он пролез в салон, ухватил первого попавшегося пассажира и потянул его к поверхности.
Когда Шаварш выплыл, брат его был уже на берегу. Оценив обстановку внизу, он понял, что спасать людей придется ему одному. Хотя Камо и был спортсменом-подводником, его квалификации было недостаточно. Позже все специалисты признали, что это мог выполнить только один человек – Шаварш Карапетян.
Второй человек оказался тяжелее первого и поначалу выскользнул из рук. Ему показалось, что человек шевелится, и потому нужно было брать его осторожнее, опасаясь ответного захвата.
Он нырял раз за разом, доставая из салона людей. В какой-то момент на помощь приплыли с расположенной поблизости базы спортсмены-байдарочники, которые стали переправлять на берег спасаемых, подошла и одна моторная лодка. «Нужны акваланги! — крикнул Шаварш. — У спасателей они должны быть. Где спасатели?» Спасатели были рядом, на спасательной станции. Акваланги привезли быстро, — когда он поднял пятого или шестого пострадавшего. Но в баллонах не оказалось воздуха… Шаварш Карапетян был убежден: будь баллоны полными, он смог бы спасти всех…
Но все равно Шаварш продолжал нырять. Трудность теперь была лишь в том, что силы оставляли его, удушье побеждало. В одно из погружений на глубине у него помрачилось сознание, но великолепно натренированный организм, видимо, включил автопилот: он выплыл на поверхность, но вместо человека вытащил подушку сиденья (он до сих пор корит себя за это: ведь это была минус чья-то жизнь)
Шаварш понимал, что каждая секунда задержки, каждый лишний вдох может обернуться еще одной потерянной человеческой жизнью. И он продолжал работать в предельном темпе. Он возвращался и с двумя спасенными, он поднимал их поодиночке, на воде наверху расплывались пятна крови …его крови - пробираясь сквозь разбитое стекло он порезал себе живот, ноги, плечи.
Толпы людей продолжали прибывать к озеру. Весть о трагедии мгновенно облетела весь город. Доставленным на берег пострадавшим делали уколы, искусственное дыхание. Некоторые так и не подавали признаков жизни. Их становилось все больше и больше.
Видя, что Шаварш выдыхается, Брат Камо стал подныривать, перехватывая людей под водой, чтобы брату было легче всплывать. Один из пассажиров мёртвой хваткой вцепился Шаваршу в ноги, не давая ему всплыть; подняться на поверхность он смог только с помощью нырнувшего Камо.
Камо помог выбраться на берег окончательно обессилевшему Шаваршу — кроме переохлаждения, он был изрезан осколками разбитых стёкол. За неполных 15 минут вода Ереванского озера отдала ему 20 человек. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни…
Тем временем к дамбе подошли и разворачивались два подъемных крана. Шаварш чувствовал, что земля уходит из-под ног. Брат подошел к нему и сказал, что сам закрепит трос. Но Шаварш ответил: «Мне проще, я уже там был. Ты будешь наверху». Он спрыгнул с лодки, нырнул, отыскал заднее боковое окно, повернулся к нему спиной, уперся в стену троллейбуса ногами и ударил в стекло монтировкой. Вынырнул, взял конец одного троса и опять исчез. Только после этого он поднялся в лодку и, обессилевший и окровавленный, позволил укрыть себя одеялом. Троллейбус медленно поднимался на дамбу. После падения прошло 44 минуты…
Шаварш оказался в больнице последним, на следующий день: температура под сорок, сочащаяся из многочисленных порезов кровь. Тяжелейший сепсис — в и без того не самое чистое озеро сливались и нечистоты. Двустороннее воспаление лёгких. Тяжёлый психологический шок.
Выздоровление было долгим. Полтора месяца Карапетян не приходил в себя. После воспаления в легких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом (на высоте вдоха спайки натягивались, вызывая боли и удушающий кашель).
Но выздоровев, Шаварш сумел вернуться в большой спорт и установил еще один мировой рекорд. Последний. Если раньше он игрался со своими соперниками, то теперь боролся на пределе сил. И тем не менее, как потом сказал спортсмен, «у меня не было мысли, что можно десятилетнее чемпионство променять на тот прыжок».
После завершения спортивной карьеры он оказался не нужен чиновникам от спорта, которому отдал всё. А люди — люди о нём не знали.
В августе 1982 года журналист «Комсомольской правды» Сергей Лесков работал над материалом о подводном спорте; в «Олимпийском» как раз проходили крупные соревнования. И когда он полюбопытствовал у одного из интервьюируемых, приходится ли спортсменам применять свои специфические навыки в жизни, тот припомнил, что, вроде, Шаварш Карапетян, правда, уже ушедший из спорта, спас кого-то из затонувшей машины…
12 октября 1982 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Подводный бой чемпиона». С этого дня Шаварш Карапетян помимо своей воли стал народным героем всего СССР. Из этой публикации о подвиге Шаварша узнал весь мир. И основанный ЮНЕСКО Международный комитет Fair Play сразу же, в 1982 году отметил неспортивный подвиг великого советского спортсмена почётной в мире спорта наградой «Fair Play Letter of congratulations for Act of Fair Play».
16 февраля 1983 года в еженедельной «Литературной газете» вышел очерк Геннадия Бочарова «Что человек может». Публицист поставил вопрос: почему Шаварш Карапетян до сих пор не стал Героем Советского Союза? Развернулась всесоюзная кампания за присвоение Шаваршу этого почетного званиия. Она объединила всех, все слои советского общества — от школьников-пионеров до матёрых пролетариев и советской творческой интеллигенции. Шаварш до сих пор бережно хранит письмо, которое ему прислала потрясённая его подвигом Фаина Раневская.
Увы, вопреки единому мнению десятков, если не сотен тысяч откликнувшихся, высшей награды Советского Союза Шаварш Карапетян не получил; официально-формальное признание его подвига ограничилось сразу — медалью «За спасение утопающих», почётной грамотой и денежной премией в размере 40 рублей, а потом, когда о нём заговорила вся страна — орденом «Знак почёта»…
В заключении необходимо сказать, что этот выдающийся поступок спортсмена – не единственный в своем роде.
В 1974 году ПАЗик с тремя десятками спортсменов возвращался с тренировочной базы в Цахкадзоре. На одном из спусков горной трассы водитель остановился и вышел из автобуса. В этот момент то ли стояночный тормоз отказал, то ли передача выключилась, но неуправляемая машина пошла под уклон, к обрыву, медленно разгоняясь. Карапетян сидел спереди, у открытой двери, и вполне мог выпрыгнуть одним из первых, без особого риска.
Вместо гарантированного личного спасения Шаварш сумел разбить стекло водительской кабины, впрыгнул на место водителя и остановил автобус, развернув его поперёк дороги и уткнув в скалу.
В феврале 1985 года Шаварш Карапетян снова оказался в реанимации: Заметив одним из первых пожар в новом ереванском спортивно-концертном комплексе, он бросился внутрь и взял в свои крепкие руки брандспойт, сметавший огонь 30-метровой струёй. Сбивший его с ног, обжёгший и лишивший сознания взрыв практически совпал по времени с прибытием на место пожарных команд, которые и спасли его из огня.
С 1993 года Шаварш Карапетян вместе с семьёй живёт и работает в Москве. Владелец маленькой обувной мастерской «Второе дыхание».
Его именем назван астероид (3027) Шаварш. В российском городе Рыбинск проводят соревнования по подводному плаванию его имени.
Шаварш Карапетян. Москва, 2011 год.