KroleГ
Участник
- Регистрация
- 15.06.2006
- Сообщения
- 794
- Реакции
- 4
- Баллы
- 18
ГОСТ Р 52231-2004
Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Допустимые уровни и методы измерения
External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement
ГОСТ Р 52231-2004
ОКС 43.080 43.100 ОКП 45 1000
Дата введения 2005-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (НИЦИАМТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 марта 2004 г. N 75-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни и методы измерения внешнего шума автомобилей категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3* при оценке их технического состояния в эксплуатации.
------------------------------
* Определение категорий - по ГОСТ Р 52051-2003.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
-------------------------------
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 внешний шум автомобиля: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами автомобиля при его работе (функционировании) и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические кол####ия) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.
3.2 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения коленчатого вала двигателя (далее - частота вращения) в режиме холостого хода при отпущенной педали управления подачей топлива, установленная изготовителем автомобиля.
3.3 повышенная частота вращения nпов, мин-1: Частота вращения в режиме холостого хода, равная 0,75 номинальной частоты вращения, установленной изготовителем автомобиля.
3.4 автомобиль, находящийся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
3.5 уровень шума, дБА: Характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя по ГОСТ 17187 на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы.
3.6 контрольное значение шума, дБА: Наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертификационных испытаниях по ГОСТ 41.51 на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия типа (см. 8.2 приложения 1 ГОСТ Р 41.51), а также в эксплуатационной документации (ЭД) на конкретный автомобиль.
3.7 допустимый уровень шума, дБА: Установленный предельно допустимый уровень шума системы выпуска отработавших газов.
3.8 шумомер: Прибор, предназначенный для измерения уровня шума.
4 Допустимые уровни шума
4.1 Показателем внешнего шума при проверке технического состояния автомобиля считают уровень шума выпускной системы двигателя (см. 3.5), измеренный согласно 5.4.
4.2 При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, установленного в ЭД.
4.3 Если в ЭД не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации
Тип автомобиля Уровень шума, дБА
Автомобили легковые категории M1 и грузопассажирские и грузовые категории N1 96
Автобусы категории M2 и автомобили грузовые категории N2 98
Автобусы категории M3 и автомобили грузовые категории N3 100
5 Измерение уровня шума
5.1 Общие положения
5.1.1 Измерение уровня шума проводят на неподвижном автомобиле.
5.1.2 Для измерения уровня шума используют приборы в соответствии с приложением А.
5.2 Условия для проведения измерения
5.2.1 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.
5.2.2 Минимальная частота вращения nmin, должна быть в пределах, установленных изготовителем.
5.2.3 Проверку проводят при следующих метеорологических условиях:
- отсутствии атмосферных осадков;
- температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 30 °С;
- скорости ветра, измеренной на высоте 1,2 м, - не более 5 м/с;
- давлении атмосферного воздуха - от 92 до 105 кПа;
- относительной влажности воздуха - не более 80%.
5.2.4 Покрытие площадки для испытаний должно быть асфальтобетонным или цементобетонным сухим, гладким и чистым, имеющим минимальные размеры 10х10 м. Уклон поверхности должен быть не более 3%. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м.
5.2.5 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.
5.2.6 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума.
Автомобиль с неисправностями, указанными в приложении Б, измерениям не подвергают.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке в соответствии с 5.2.3.
5.3.2 Заглушают двигатель.
5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.
5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5 т).
5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.
5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.
5.3.9 Запускают двигатель.
5.4 Измерение
5.4.1 Расположение микрофона
5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±10° и составлять угол 45°±10° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Допустимые уровни и методы измерения
External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement
ГОСТ Р 52231-2004
ОКС 43.080 43.100 ОКП 45 1000
Дата введения 2005-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (НИЦИАМТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 марта 2004 г. N 75-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни и методы измерения внешнего шума автомобилей категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3* при оценке их технического состояния в эксплуатации.
------------------------------
* Определение категорий - по ГОСТ Р 52051-2003.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
-------------------------------
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 внешний шум автомобиля: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами автомобиля при его работе (функционировании) и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические кол####ия) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.
3.2 минимальная частота вращения nmin, мин-1: Частота вращения коленчатого вала двигателя (далее - частота вращения) в режиме холостого хода при отпущенной педали управления подачей топлива, установленная изготовителем автомобиля.
3.3 повышенная частота вращения nпов, мин-1: Частота вращения в режиме холостого хода, равная 0,75 номинальной частоты вращения, установленной изготовителем автомобиля.
3.4 автомобиль, находящийся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
3.5 уровень шума, дБА: Характеристика внешнего шума выпускной системы двигателя по ГОСТ 17187 на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы.
3.6 контрольное значение шума, дБА: Наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертификационных испытаниях по ГОСТ 41.51 на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия типа (см. 8.2 приложения 1 ГОСТ Р 41.51), а также в эксплуатационной документации (ЭД) на конкретный автомобиль.
3.7 допустимый уровень шума, дБА: Установленный предельно допустимый уровень шума системы выпуска отработавших газов.
3.8 шумомер: Прибор, предназначенный для измерения уровня шума.
4 Допустимые уровни шума
4.1 Показателем внешнего шума при проверке технического состояния автомобиля считают уровень шума выпускной системы двигателя (см. 3.5), измеренный согласно 5.4.
4.2 При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, установленного в ЭД.
4.3 Если в ЭД не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации
Тип автомобиля Уровень шума, дБА
Автомобили легковые категории M1 и грузопассажирские и грузовые категории N1 96
Автобусы категории M2 и автомобили грузовые категории N2 98
Автобусы категории M3 и автомобили грузовые категории N3 100
5 Измерение уровня шума
5.1 Общие положения
5.1.1 Измерение уровня шума проводят на неподвижном автомобиле.
5.1.2 Для измерения уровня шума используют приборы в соответствии с приложением А.
5.2 Условия для проведения измерения
5.2.1 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.
5.2.2 Минимальная частота вращения nmin, должна быть в пределах, установленных изготовителем.
5.2.3 Проверку проводят при следующих метеорологических условиях:
- отсутствии атмосферных осадков;
- температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 30 °С;
- скорости ветра, измеренной на высоте 1,2 м, - не более 5 м/с;
- давлении атмосферного воздуха - от 92 до 105 кПа;
- относительной влажности воздуха - не более 80%.
5.2.4 Покрытие площадки для испытаний должно быть асфальтобетонным или цементобетонным сухим, гладким и чистым, имеющим минимальные размеры 10х10 м. Уклон поверхности должен быть не более 3%. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м.
5.2.5 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.
5.2.6 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума.
Автомобиль с неисправностями, указанными в приложении Б, измерениям не подвергают.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке в соответствии с 5.2.3.
5.3.2 Заглушают двигатель.
5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.
5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5 т).
5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.
5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.
5.3.9 Запускают двигатель.
5.4 Измерение
5.4.1 Расположение микрофона
5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±10° и составлять угол 45°±10° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).